Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.
Признаки исполнительной власти:
1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.
2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти.
3. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию.
4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.
5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.
6. Применение норм административного принуждения
7. Подготовка и издание правовых актов управления.
|
|
8. Правоприменительная и охранительная деятельность спец. органов и должностных лиц (государственных и муниципальных служащих).
2).Теория разделения властей (государственная власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу – угроза создания тоталитарного, антидемократического режима). Государственная власть должна строиться на функционально-компетенционной специализации, не нарушающей ее единства (власть в ее государственно-правовом выражении (юридически властные полномочия) – единая основа функционирования субъектов, олицетворяющих каждую ее ветвь). Разделение властных функций – необходимая потребность (3 ветви государственной власти, отличаются степенью самостоятельности, каждой из них соответствуют субъекты, выражающие ее (органы государственной власти)). Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.
Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти: каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой; приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности; осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой; ü гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции; для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов.
|
|
Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть: отношения власти с гражданином; хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений; отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.