Билет 6. Период расцвета ДРГ. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах

После смерти Владимира I в 1019 году начали междоусобные войны. Победу одержал Ярослав Владимирович, который, несмотря на хромоту и физическую немощь, был прозван мудрым.

Ярослав Мудрый основал город Юрьев. Ярослав окончательно победил печенегов в 1036 году, а в 1039 поставил вопреки Константинопольском патриарху митрополита Иллариона. Основал школы в Киеве и Новгороде, воздвиг Софийский собор в Киеве в 1037 году, Софийский собор в Новгороде в 1045/50годы, золотые ворота в Киеве. Высок был авторитет Руси на международной арене. Был создан древнейший сборник законов "Русская правда" (Правда Ярослава 1016 год; Правда Ярославичей вторая половина 11 века), до этого было устное право. Русская правда - гуманный сборник законов, так как в нем не было смертной казни и членовредительства. Однако эпоха рассвета Киевской Руси была непродолжительной и закончилась со смертью Ярослава.

Время княжения Ярослава Мудрого — 1019—1054 гг. Владимир Святославович умер в 1015 г. Промежуточные четыре года ознаме­нованы ожесточенной, кровопролитной борьбой за Киевский стол между сыновьями Владимира.

После смерти Владимира Святославовича Киев оказался в ру­ках его старшего и нелюбимого сына Святополка. Подослав убийц, он уничтожает главного соперника, своего младшего брата Бориса, а вслед за ним — Глеба и третьего брата — Святослава. Ярослав в это время княжил в Новгороде. Отношения его с отцом были на­тянутыми и чуть ли не враждебными. Узнав о смерти отца, он собирает дружину из новгородцев и варягов и идет на Киев против Святополка. Начинается четырехлетняя кровавая война с участием иноземных наемников. На стороне Святополка сражаются отряды его тестя — польского короля Болеслава. Борьба идет с перемен­ным успехом и крайней ожесточенностью. О последней битве летописец говорит, что сеча была такая злая, каковых еще не было на Руси, трижды сходились воины и кровь лилась ручьями. Побежденный Свято полк бежал и погиб при неизвестных обстоятельствах.

Ярослав утвердился в Киеве. Но предстояла еще борьба с млад­шим братом Мстиславом, сидевшим в Тмутаракани, самом отда­ленном княжестве на полуострове Тамань. Воинственный сопер­ник Ярослава двинулся на Киев добывать себе волости. Новая усобица закончилась разделом Киевского княжества. Только после смерти бездетного Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единоличным правителем огромного государства от Балтийского моря до Азии. Это был период наивысшего расцвета древнерусского государства. Победив своих соперников, Ярослав стремился всеми силами, раз­ными способами укрепить единство государства. Большое значе­ние имело завершение христианизации населения. При Владимире Святославовиче христианская религия распространилась в основ­ных городах по течению Днепра и его притоков. В отдаленных местах, в стране вятичей, в Залесье и на севере еще господствовало язычество. Уговорами и силой Ярослав добился утверждения хри­стианства. Было завершено создание церковной иерархической организации. В 1037 г. константинопольский патриарх образовал Киевскую митрополию, назначив митрополитом грека, но вскоре на этот пост стал назначаться местный священнослужитель. Таким образом, Киев стал церковным центром. В Киеве для митрополита был построен величественный Софийский собор, который по ар­хитектуре и убранству мало уступал одноименному храму в Кон­стантинополе. Были основаны первые монастыри, в том числе Киево-Печерская лавра. Таким образом, церковь при Ярославе стала крупнейшей опорой княжеской власти.

Ярослава называли также хоромцем (строителем). Он построил княжеский терем, окружил Киев стеной со знаменитыми Золоты­ми воротами. Стольный Киев-град стал одним из красивейших городов Европы, крупнейшим центром торговли и ремесла. Росло его население, богатство и слава Киева распространялись далеко за пределами Руси.

Ко времени правления Ярослава Мудрого относится начало летописания. По мнению известного исследователя А.А. Шахмато­ва, первая летопись была создана в 1037 г. На ее основе монах Киево-Печерского монастыря Нестор в конце XI в. создал «Повесть временных лет». Летопись была призвана исторически обосновать единство Руси и объединяющую роль княжеской власти. Такое же значение имело начало создания первого письменного свода законов «Русской Правды» с добавлением позднейших кня­жеских законодательных постановлений. Обычное право, древней­шие предания, которые могли быть разными у различных племен, заменялись единым письменным законом. Княжеская власть вы­ступала как высший судебный арбитр, гарант законности и право­порядка. Штрафы и судебные доходы пополняли княжескую казну.

Ярослав Мудрый многое сделал для распространения просве­щения. По преданию, он был книжником, любил читать сам и стремился приобщить к чтению других. Из Византии в Киев были приглашены переводчики древних рукописей, главным образом церковных. Из переписанных монахами книг в Софийском соборе была создана своеобразная библиотека (первая библиотека на Руси), где все желающие могли получить манускрипты для чтения. При монастырях стали создаваться школы. Сам князь отобрал в Новгороде 300 юношей для обучения. Это же было сделано и в Киеве.

Внешнюю политику Ярослава можно признать удачной. Он совершил в 1030 г. поход на финское племя чудь и построил там город Юрьев (ныне эстонский город Дерпт). В 1036 г. он нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они боль­ше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со степью была создана система укреплений и городов. Ярослав вел трехлетнюю изнурительную войну с Византией. Но хотя на полях сражений не было решительных побед, а княжеское войско даже терпело поражения, заключенный в 1043 г. мир был выгоден для Киева. Византия подтвердила установленные ранее привиле­гии в торговле, отпустила пленных.

При Ярославе Киевская Русь установила со многими европей­скими государствами контакты, закрепленные брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, три его доче­ри вышли замуж за французского, норвежского и венгерского ко­ролей, а внучка — за германского императора.

Даже столь краткий обзор событий первой половины XI в. сви­детельствует, что при Ярославе Древнерусское государство достиг­ло высшей точки своего расцвета. Действительно мудрый, выдаю­щийся во всех отношениях государственный деятель, Ярослав не случайно вошел в историю как Ярослав Мудрый.

До середины XI в. развитие Древней Руси проходило по восхо­дящей линии: от объединения разрозненных славянских племен вокруг Киева до христианизации Руси и образования на востоке Европы могущественного государства. После смерти Ярослава Мудрого начинаются ослабление и распад Киевского государства. Господствовавшая до сих пор центростремительная тенденция развития сменяется тенденцией центробежной, усиливается обособление отдельных земель от Киева, происходит ослабление центральной власти, появляются новые политические образования, которые соперничают с Киевом.

В чем причины этого поворота истории Древней Руси? Дейст­вовали, несомненно, объективные факторы. Развивались земледе­лие, ремесло и торговля, росло экономическое значение отдельных регионов Киевского государства. Киев перестал быть центром, откуда направлялись торговые караваны в Византию. Путь из «варяг в греки» терял свое значение. С ростом значения земледелия дружинники-воины превращались в бояр-землевладельцев, зани­мавшихся своим хозяйством. Местные вотчинные интересы преобладали над общегосударственными интересами. Экономическое усиление окраин делало их независимыми от Киева.

Разрушительное действие на Киевскую Русь оказали набеги кочевников. В 60-е годы XI в. появился новый опасный противник — половцы. Не менее тяжелыми для населения являлись кня­жеские усобицы, постоянные внутренние военные столкновения, разорявшие население. Большинство крестьян и городских жите­лей покидали обжитые места и уходили подальше, в более безопас­ные места. Один путь был на юг, к Днестру, Западному и Южному Бугу, к предгорьям Карпат, другой — на восток, за реку Оку, к вер­ховьям и среднему течению Волги, в так называемое Залесье. Этот край был редко населен финскими племенами. За лесами было безопасно. Обширные пространства и сравнительно плодородная почва благоприятствовали развитию земледелия.

Распаду Киевской Руси в значительной мере способствовал порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым. Главная идея заключалась в том, что Киевская земля — вотчина всего рода, общее владение всех его сыновей и внуков. Но главен­ствует старший по возрасту, который сидит в Киеве и которому остальные князья должны подчиняться как старшему, слушаться «как отца своего». По завещанию Ярослава каждый из его сыновей получил удел. Старший сын Изяслав стал великим князем киев­ским и получил Новгород. Остальные сыновья получили города в зависимости от старшинства. По замыслу Ярослава в случае смер­ти киевского князя место занимает следующий по старшинству брат. Происходит соответствующее передвижение уделов: черниговский князь переходит в Киев, переяславский — в Чернигов и т.д.

Но такой порядок таил в себе разрушительные силы, которые проявились вскоре после смерти Ярослава Мудрого. Младшие сы­новья не могли надеяться получить Киевский стол обычным путем. А среди внуков Ярослава уже трудно было определить стар­шинство. Появились князья-изгои, лишенные владений. Разрос­шееся Ярославово племя признавало только принцип силы. Сила, военное противоборство стали главным способом добычи удела и великого княжения. Междоусобная борьба приняла всеобщий ха­рактер. За 170 лет до татарского нашествия летописи отмечают более 90 усобиц. Иногда борьба длилась по несколько лет. Побе­дившие князья не щадили своего противника, расправлялись с его семьей и дружиной, разоряли его селения, грабили крестьян и го­рожан. Для борьбы друг с другом нанимали половецкие отряды, которые были особенно жестоки по отношению к местному населению.

Владимир Мономах

В этом хаосе взаимной борьбы и безликости возвышается фигура Владимира Мономаха, выдающегося государственного деятеля начала XII в. Он был внуком Ярослава Мудрого и византийского императора Константина. Мономах правил в Киеве с 1113 по 1125 г. Но задолго до этого он прославился своим мужеством, честностью, борьбой против врагов Руси, и прежде всего против половцев. Он совершил 13 походов против степняков и всякий раз заключал с ними мир.

После смерти своего отца Всеволода, третьего сына Ярослава, Владимир Мономах отказался принять Киевский стол, уступив его Святославу Изяславовичу, которому по установленному Ярославом Мудрым праву принадлежало старшинство. Владимир Всеволодо­вич постоянно стремился к прекращению усобиц и изыскивал вся­ческие средства для этого. Так, для водворения мира он собрал в 1097 г. съезд князей в Любече. «Зачем губим русскую землю, под­нимая сами на себя вражду? — говорили князья. — А половцы на землю нашу несут рознь и рады, что между нами идут усобицы». Рассуждая здраво, князья решили жить мирно, чтобы каждый вла­дел своей вотчиной. На этом целовали крест. Но не успели разъе­хаться с Любечского съезда, как произошла очередная кровавая драма. По дороге домой Давид Игоревич заманил теребовльского князя Василька в Киев и ослепил его. На следующем съезде князья пытались наказать отступника, лишить его удела. Но остановить усобицы так и не удалось. Сам Владимир Мономах принимал уча­стие в междоусобной борьбе: к примеру, организовал поход на Минск и жестоко расправился с местным населением.

Киевским князем Владимир Мономах стал после восстания 1113г. Жители Киева пригласили его для восстановления порядка. Гнев населения был направлен против ростовщиков и торговцев. Владимир Мономах установил более умеренный ростовщический процент, внес ряд изменений и дополнений в «Русскую Правду». Сохраненные летописцем «Поучение» Владимира Мономаха сво­им детям можно рассматривать как кодекс морали того времени.

Владимир Мономах восстановил единство Древнерусского государства в гра­ницах, сложившихся в начале XI в. Твердой рукой и дипломатиче­скими средствами он временно прекратил усобицы. Были установ­лены законность и порядок во всей внутренней жизни. Во время княжения Владимира Мономаха были построены новые дороги из Киева в Северо-восточную Русь. Начались интенсивное заселение и хозяйственное освоение этого громадного края, на территории которого образовалось Владимиро-Суздательское княжество, а впоследствии — Московское государство. В ряде сражений Влади­мир Мономах разгромил половецких ханов и приостановил втор­жение половцев в пределы своих владений. С возросшей мощью Киевского государства вынуждены были считаться ближайшие со­седи. Были установлены равноправные отношения с Польшей, Венгрией, Чехией, Византией.

Но Владимир Мономах только временно восстановил могуще­ство и приостановил распад Древнерусского государства. Полно­стью преодолеть сепаратизм местных князей и центробежные тен­денции он был не в состоянии.

После смерти Владимира Мономаха усобицы разгорелись с но­вой силой. Ожесточенная борьба проходила между потомками Вла­димира (Мономаховичами) и потомками черниговского князя Оле­га Святославича (Ольговичами), а также внутри этих кланов: между старшими и младшими Мономаховичами, старшими и младшими Ольговичами. '

Распад Киевского государства, княжеские усобицы ослабляли сопротивление русских земель внешним силам и в конце концов стали главной причиной поражения в борьбе с татаро-монголами. Наряду с этим необходимо отметить и другую, параллельную тен­денцию — развитие культуры, самосознания народа, экономичес­кий и политический рост новых центров — Новгородской земли, Северо-восточной и Юго-Западной Руси.

_______________________________________________


Билет 7. Русские земли в период политической раздробленности (12 - 13 века)

ДРГ просуществовало с 882 года до 30-х годов 12 века. В 11-12 веках Русь вступает в полосу княжеских междоусобиц, которые привели к раздроблению ДРГ. Для политической раздробленности характерно формальное объединение территорий, количество которых менялось. Уменьшается роль столицы, центральной власти и князя. Все государства в мире в период становления государственности проходят через этапы раздробленности. Русь этого не избежала. Все страны входили в этот период по-разному: Русь с 12 по конец 15 века; Франция с 10 по 12 век; Германия с конца 13 по 70-е годы 19 века.

раздробленность-исторический период в истории руси, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской руси, удельные княжества постепенно обособляются от киева

Вхождение Руси в раздробленность. 3 этапа

Этап

Центробежные тенденции Древней Руси стали появляться еще в эпоху правления Ярославичей. Между наследниками Ярослава Мудрого разворачивается острейшая борьба за власть в Киеве и отдельных княжествах. Некоторые ученые (Ключевский, Кучкин) считают, что раздробленность можно рассчитывать с момента смерти Ярослава Мудрого с 1054 года.

Этап

Стремление князей преодолеть междоусобицы, а также закрепиться на своих землях привело к собранию князей в 1097 году в городе Любече. Значение съезда состояло в том, что он фактически признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси не совокупность самостоятельных вотчин, родовых наследственных владений, отдельных ветвей княжеского дома и падение центральной власти. "Каждый да держит отчину свою и все совместно охраняют русскую землю". ДРГ превращается из унитарного в федеративное, но Киев формально еще сохранял значение единой столицы. Князь Киевский - Великий князь, но он не может бесконтрольно брать уделы из других княжеств, не судит в других княжествах.

Этап

В Начале 12 века дробление страны было приостановлено.

• Во-первых, под влиянием половецкой опасности, которая требовала объединения усилий различных земель;

• Во-вторых, благодаря личным качествам Владимира Мономаха (1113-1125), который успешно боролся с половцами (В 1111 году одержал окончательную победу)

• В-третьих, благодаря личным качествам Владимира Мономаха, его широкой образованности и "смердолюбию", а также благодаря его связи с византийским императором Константином Мономахом (прозвище получил в честь деда).

Его сыну Мстиславу Великому (1125-1132) удалось продолжать политику отца и еще некоторое время удерживать единство русских земель, но после его смерти Русь окончательно распалась. 1132 год официальная дата распада Руси на 15 самостоятельных уделов, те на 15 независимых княжеств. К началу 13 века их станет 50, а к 14 веку 250.

Причины раздробленности:

1. Отсутствие четкого порядка наследования власти великого князя.

2. постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток руси

3. Формирование местных княжеских династий (начался процесс оседания дружины не землю, те дружинники великого князя стали получать за службу не право сбора дани, а землю; в результате чего стало быстрыми темпами расти вотчинное землевладение).

4. Развитие на Руси института феодального иммунитета (суверенитет в рамках вотчины, права руководителя государства), введение института наследственности на землю и людей, ее населяющею.

5. Нарастание княжеских междоусобиц.

6. Утверждение и господство натурального хозяйства.

7. Внешнеполитический фактор: Русь утратила статус мирового торгового посредника и фактор объединяющий славянские племена (произошло половецкой опасности, но усилились другие степные враги Руси; замерла торговля с югом; был разграблен и перекрыт торговый путь из варяг в греки; торговые пути переместились в Центральную Европу, поэтому было ослаблено экономическое единство Руси, произошел отток населения из Киева и ослабление позиций киевских князей).

8. Духовной предпосылкой раздробления стало развитие авторитарного идеала, укрепляющего власть местных князей.

Дальнейшее развитие русских земель происходило в рамках новых государственных образований. Крупнейшими были Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля.

Владимиро-Суздальское княжество

Наиболее жизнеспособным оказалось ВСК, которое стало в 15 веке ядром нового российского государства. Оно находилось на Северо-востоке Руси в 30-е годы 12 века. Оно вышло из под власти Киева и обрело независимость при младшем сыне Владимира Мономаха Юре Долгоруком (1126-1157). Он сел на киевский престол в 1155 году, хотя престиж Киева падал и правил до 1157 года. Центр своего княжества Юрий Долгорукий перенес из Ростова в Суздаль. Именно Долгорукий присоединил к Ростово-Суздальскому княжеству вотчину бояр Кучковичей, основу будущего Московского княжества, упоминаемого в летописях в 1147 году. Московское княжество становится самостоятельным в 1263 году, те выделяется из Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский (1157-1174) завоевал Киев в 1169 году. Завладел титулом Великий Киевский князь, но не остался в Киеве. В 1157 году переносит столицу из Суздаля во Владимир. Молодой торгово-ремесленный Владимир не имел сложившейся боярской группировки и собственного вече ограничившего власть князя. Таким образом, отныне старшинство было перенесено из Киева во Владимир. Вместо Великого Киевского князя на Руси появился Великий Владимирский князь, управлявший Киевом через своего посадника. Именно Боголюбский утвердил в княжестве идею единогласной централизованной власти.

Рассвет Владимиро-Суздальской земли происходит во времена брата Андрея Боголюбского Всеволода Большое гнездо (1176-1213). Оно располагалось на юго-востоке Руси.

Галицко-Волынское княжество

Расцвет княжества связан с именем Даниила Романовича (Даниила Галицкого) (1238-1264). Здесь успешно развивалось земледелие. Благодаря соседству с европейскими странами развивалось ремесло и торговля, но это соседство имело и негативную сторону. Княжество вело изнурительные войны с Венгрией, Польшей и Литвой. В 14 веке (1349) княжество распалось и было поглощено Польшей и Великим княжеством Литовским и Русским

Новгородская земля

В 1136 году обрела полную независимость Новгородская земля, установилась Новгородская феодальная боярская аристократическая республика. Общественно политическое устройство в 12 веке мало чем отличалось от вечевого устройства других русских земель. Однако в дальнейшем республиканский способ правления в Новгороде становится явным и просуществует наиболее долго в отличии от другие русских земель (до 1478 года).

Новгород был одним из самых богатых и экономически развитых городов Руси. Здесь процветали торговля и ремесло, существовало изобилие земель-колоний. Это способствовало складыванию богатой и независимой боярской верхушки. Высшим органом власти было народное собрание - вече, которое принимало законы, объявляло войну, заключало мир, приглашало и изгоняло князя (в 12 веке до 30 раз менялся князь). Изгоняли князей для того, чтобы не использовали свое положение в ущерб народной свободе, не приобретал земельную собственность. Вече выбирало посадника (высшее должностное лицо - глава исполнительной власти), писецкого (человек, ведавший народным ополчение, собиравшего налоги и контролирующий торговлю), собского (сельский староста), архиепископа (главу новгородской церкви, выполнявшего и светские функции). Светские функции архиепископа:

• судебные

• финансовые

• внешнеполитические

• председатель Вечевых собраний

• председатель Совета господ

Новгородское вече, формально оставаясь демократическим органом, по своей сути выражало интересы верхов города - Совета господ, который состоял из 300 представителей боярских родов, так называемых "золотых поясов". Они предопределяли итоги выборов и исход голосования на вече по важнейшим вопросам. Таким образом, можно делать вывод о смешанном характере политической системы Новгородской боярской республики, состоящей из демократических (вече), аристократических (бояре) и монархических (князь) элементов.

Последствия раздробленности:

1. Расширение колонизованных земель

2. Рост и развитие земледелия (двуполье и трехполье, удобрение земель), ремесла, торговли и культуры феодальных центров

3. Развитие юриспруденции (у каждого княжества появляются свои юридические документы, например, княжеские уставы)

4. Зарождаются 3 крупных восточнославянских культуры: русская, украинская и белорусская, которые развивались ранее как одна

5. Раздробленность усилила княжеские междоусобицы, которые привели к ослаблению русских земель. Это стало одним из факторов национальной катастрофы, вызванной монгольским нашествием

________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: