Николай Кузанский (1401—1464) считается первым философом эпохи Возрождения, хотя для современников он был известен прежде всего как религиозный деятель. При Папе Пие II Николай Кузанский дослужился до звания кардинала и был практически вторым лицом в римско-католической церкви. Славу философа ему принесла работа «Об ученом незнании».
Ученое незнание как новый метод рассуждений. Кузанский считал, что при исследовании бесконечных понятий и величин рассуждения должны иметь принципиально иной характер, чем при исследовании конечных вещей. Это обусловлено тем, что обычно размышления о тех или иных конечных вещах связаны с их соотношением с другими конечными, уже известными вещами. Простейшим примером подобных соотношений является всеобщее употребление единиц измерения расстояний, веса, времени, давления и т.д. Но бесконечное нельзя соотнести с чем-либо конечным.
Исследования бесконечного, которые ведутся с осознанием диспропорции (несоразмерности) между человеческим умом, являющимся конечным, и бесконечностью, которая включает в том числе и ум, Кузанский и называет «ученым незнанием».
|
|
Любая истина как нечто бесконечное недостижима, но к ней можно приближаться, опираясь на аксиому о том, что противоположности в бесконечности совпадают. 6 таком случае конечные вещи можно представить в качестве противоположностей бесконечным. Само представление об этих парах противоположностей дает нашему сознанию некоторые ассоциации и подобия для понимания бесконечного.
Учение о Едином. Центральное понятие в учении Кузанского — Единое. Оно есть все. Единое тождественно беспредельному, бесконечному и не имеет своей противоположности. Под бесконечным мыслитель понимает то, больше чего ничего не может быть, и называет это «максимум*. Единое же у него — «минимум».
Абсолютный максимум и абсолютный минимум, таким образом, совпадают. Абсолютный максимум единственен, потому что он есть
Раздел IV. Философия средних веков
Вопросы для самопроверки
все, и в нем все есть. Так как он абсолютен, то воздействует на все возможное, не испытывая никакого ограничения, но сам ограничивает все. Он есть высший предел и ему ничего не противостоит, поэтому с ним в то же время совпадает абсолютный минимум. Этот абсолютный максимум, по Кузанскому, и есть Бог.
Бог бесконечен, поэтому все различия и противопоставления, имеющиеся в тварном мире, в Нем совпадают. Бог заключает в Себе все, является развитием всего, так как Он есть во всем. Если отстранить Бога от Его творений, то останется небытие, ничто. Эта философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения.
|
|
Бог и окружающий мир относятся друг к другу как целое и его части. Бог — это «бесконечный максимум»» а бесконечный мир — это «ограниченный максимум». Мир Произошел от Бога не вследствие сверхъестественного творения, а посредством ограничения, т.е. можно выразиться так, что мир «условно» бесконечен, а Бог бесконечен абсолютно. Мир есть результат «развертывания» его из божественных глубин.
Идея отсутствия центра мира и отсутствия его пределов. Центр и окружность космоса — это Бог, поэтому мир относительно Бога не является бесконечным, но мир нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Таким образом, Кузанский вводит идею отсутствия у мира стабильного центра.
Как известно, в Средневековье центром мира считалась Земля, поэтому идеи Кузанского подготавливают коперниковскую революцию.