Сущность человека состоит в экзистенции. Мартин Хайдеггер — немецкий философ, ученик Гуссерля. Книга Хайдеггера «Бытие и время» (1927) оказала мощнейшее влияние на всю современную европейскую мысль. В ней он, в частности, задается целью понять, через какое сущее можно постичь смысл бытия.
Есть особое сущее, которое вопрошает о смысле своего бытия, — это человек, но человек также такое сущее, которое не позволяет свести себя просто к бытию (по Хайдеггеру — к «просто-присутст-вию»). Человек не может быть только объектом, т.е. вещью среди вещей. Он есть сущее, для которого вещи выступают как присутствующие. Сущность же человека в экзистенции.
Экзистенция, по Хайдеггеру, — это способ бытия, заставляющий нас среди других имеющихся способов искать нечто, обозначаемое философом как «здесь-бытие». Главное свойство «здесь-бытия» — «бытие-в-возможности», т.е. то, что может быть. Например, Лев Толстой, пока не написал свои знаменитые романы, не был Львом Толстым — гениальным писателем. Таковым он был лишь в потенции, или в возможности. «Здесь-бытие» — такое сущее, к которому человек идет в процессе экзистенциального решения «быть или не быть», заставляющее индивида выбирать, кем быть.
Человек как проект. Человек есть проект, так как его бытие — это «бытие, могущее быть». Хайдеггер называет это термином «бытие-в-мире». Поскольку человек проективен, то, следовательно, окружающий мир — это прежде всего комплекс инструментов для реализации проекта человека. Бытие вещей мира определяется лишь в той степени, в которой они могут «быть используемыми человеком». Человек, используя вещи мира, изменяет и сам мир, а меняя мир, формирует и изменяет самого себя. В использовании вещей мира в качестве ин-
Тема 20. Экзистенциализм
струментов для реализации своего жизненного проекта выражается свобода человека.
Познание мира а забота о других. Человек есть раскрытие мира. Человек постигает что-либо, когда знает, чтб с этим можно сделать, так же как он познает себя, когда определяет, чем он может быть. Для раскрытия индивидуального «Я» необходимы другие индивидуальности, поэтому Хайдеггер в качестве базовой структуры отношений между людьми («бытие-с-другими») выделяет заботу о других. Забота о других реализуется в двух направлениях:
1) «освобождение других от забот», что, по Хайдеггеру, является неподлинным существованием, а только совместным бытованием;
2) «помощь ближнему в.завоевании свободы и взятии ответственности на себя» — это модель подлинной экзистенции.
Неизбежность неподлинной экзистенции. Одна из форм неподлинного существования — это анонимность. Она характеризуется пустословием, любопытством, суетностью и двусмысленностью. Анонимную экзистенцию четко характеризует расхожее выражение: «Это так потому, что так говорится». То есть человек перекладывает ответственность за принятие решений на чужие плечи, причем зачастую неизвестно чьи — «анонимные».
Человек — существо проективное, а потому неизбежно выбирает какой-либо жизненный проект, т.е. кем ему быть. Проблема заключается в том, что любой выбор ведет человека к неподлинной экзистенции. Человек растворяется в мире вещей при попытке раскрыться через использование этих вещей. Вещи помогают ему социализовать-ся, т.е. установить те или иные общественные отношения, и в общении с другими оставаться на уровне «фактов», что проявляется через язык. Но наполненность языка индивидуума «фактами» реализации других через вещи мира неминуемо ведет к пустословию, двусмысленности и неподлинной экзистенции. Вырваться из этого «заколдованного круга» практически невозможно. Человек не может избежать выбора и в любом случае на что-то решается (даже на то, чтобы ничего не предпринимать — это тоже выбор), а это непременно ведет к неподлинной экзистенции. И только совесть взывает человека к подлинному существованию, к поиску истинного смысла бытия.
«Бытие-к-смерти». Осознание подлинного бытия происходит на фоне осознания невозможности избежать смерти. Поэтому смерть является наибольшей реальностью, а подлинная экзистенция есть кроме всего прочего «бытие-к-смерти». Если человек находит мужество стать лицом к лицу к своему Небытию, Ничто, то перед ним открываются те локусы (от лат. 1оси5 — «место», «локализация») собственного бытия, которые недостижимы для смерти, которые и следует выбирать для наполнения своей жизни подлинным бытием.
Раздел VII. Современная западная философия
Будущее как характеристика экзистенциальное/ни. Из всех временных детерминации — прошлое, настоящее и будущее — наиболее важной, по Хайдеггеру, является будущее, так как существенная характеристика человеческой экзистенциальности — проектирование себя. А проектирование — это устремление вперед, в «видение-себя-самого» в будущем. Будущее, напоминая человеку о его конечности, является «бытием-к-смерти», т.е. дает возможность осуществления подлинного бытия.
Выводы Хайдеггера о времени. Хайдеггер, анализируя время, делает о нем следующие выводы:
• то понимание времени, которое выражено здравым смыслом и научными понятиями, не является подлинным. Это вещное время (вещественное, значит, неподлинное);
• подлинная экзистенция показывает ничтожность всех человеческих проектов и дает ему сконцентрироваться на собственном, индивидуальном времени;
• история и бытие едины по своей структуре. Следовательно, бытие исторично, т.е. имеет длительность во времени.