Основная проблематика философии Николая Александровича Бердяева (1874—1948) — смысл существования человека и в связи с этим смысл бытия в целом. По Бердяеву, философия познает бытие из человека и через человека, поэтому решение основной проблемы
Раздел VIII. Русская философия
надлежит Герщензону, но политическим лидером «Вех» являлся Струве.
Общая тема сборника — критика мировоззрения русской леворади-кальной интеллигенции. Анализировались система ценностей и идеалов, которыми жила русская интеллигенция начиная со второй половины XIX в. Веховцы показывали ложность этих идеалов, которые вели интеллигенцию к гибели, а вместе с ней шла к гибели и вся страна. Авторы сборника призывали интеллигенцию задуматься над этим и предотвратить беду пока еще не поздно. Однако зов их не был услышан, напротив, появление «Вех» вызвало общественный скандал.
Русская интеллигенция определялась веховцами через ее специфическое мировоззрение, а не через социальное положение или образовательный ценз. Главная характеристика этого мировоззрения, согласно П.Б. Струве, — это противостояние государству.
|
|
Характер мировоззрения русской революционной интеллигенции виделся авторам следующим образом: это такая интеллигенция, которая на место религии ставит ее ложный суррогат — народничество, или народобожие, что по определению Булгакова является «духовным идолопоклонством». Служение «народу» (или «пролетариату») рассматривается как высшая цель, ради которой революционная интеллигенция готова пожертвовать своим благополучием, научными и художественными интересами, покоем и даже жизнью. Но беда в том, что ради отвлеченной идеи «народного счастья» революционер готов принести в жертву не только себя, но и других людей, а с расширением революционного движения многократно возрастает и круг жертв революции. В жертву же революционер предпочитает, естественно, приносить не себя, а других. Для революционера «народ», или «пролетариат» — это не реальные, конкретные окружающие люди, а отвлеченная идея, Служение идее — это всегда «любовь к дальнему», которая плохо совмещается со служением отдельному человеку или ближнему. Чаще всего одно исключает другое. «Любить» народ вообще неизмеримо легче, чем служить конкретному представителю народа, который, будучи существом конечным, а потому несовершенным, постоянно нарушает высокий идеал «народного счастья».
Отрицание левым радикализмом общечеловеческих истин и ценностей. Еще одно заблуждение левого радикализма — отрицание объективной истины и общечеловеческих ценностей, т.е. нигилизм. Франк пишет, что русскому интеллигенту чуждо и даже враждебно понятие культуры. Культурное творчество означает совершенствование человеческой природы и воплощение в жизнь идеальных ценностей. В качестве такового оно есть само по себе высшая и самодовлеющая цель человеческой деятельности.
|
|
Вопросы для самопроверки
Революционерам, ставящим принципиально иные цели, культура не нужна и даже является помехой. Нигилизм, отрицающий объективно истинное, то.что составляет общезначимую ценность, содержал в себе большую разрушительную силу, в том числе и для самих создателей. Людям, способным трезво оценивать практические результаты ложных идей, было очевидно, как глубоко аморален разделяемый большинством революционеров макиавеллистский принцип:
«Для достижения целей все средства хороши». Ради победы революции можно не только лгать, но и грабить, насиловать, убивать.
«Вехи» — пророческая книга. Она призывает интеллигенцию сойти с ложного пути, снять со своих глаз партийные шоры, преодолеть экстремизм и максимализм, питаемые идеями служения народу, оборотной стороной которого является личная безответственность. Книга «Вехи» оказалась пророческой, самые худшие опасения ее авторов сбылись. Интеллигенция и весь народ дорогой ценой заплатили за утопически-максималистскую программу и разрушительные идеи «безответственного равенства», провозглашенные радикальной интеллигенцией. Струве отмечал, что отсутствие идеи личной ответственности характерно для радикальных социалистических учений и составляет главную опасность для будущего. Чем меньше человек делает сам, тем критичнее он по отношению к другим. Принцип личной ответственности, самоограничения, с которыми связана и человеческая свобода, — это источник продуктивности и созидательное™ во всех сферах: культуре, науке, политике и экономике.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы думаете, почему воскрешение предков Н.Ф. Федоров считал актом наивысшей христианской нравственности? Согласны ли вы с подобным утверждением?
2. Как вы понимаете принцип «Все имманентно всему» в философии Н.О. Лосского?
3. С.Л. Франк в своей работе «Смысл жизни» пришел к выводу, что жизнь устроителей прекрасных обществ будущего, плодами которых они не могут воспользоваться,.— бессмысленна. Он писал: «Неужели можно признать осмысленной роль навоза, служащего для удобрения и тем содействующего будущему урожаю?...Жизнь подъяремного раба, конечно, осмысленна для рабовладельца, который употребляет его как рабочий скот, как орудие своего обогащения; но как жизнь для самого раба, носителя и субъекта живого самосознания, она, очевидно, абсолютно бессмысленна, ибо целиком отдана служению цели, которая сама в состав этой жизни не входит и в ней не участвует». Следует ли из этого, что стремление построить общество будущего, в котором люди будут жить лучше, чем те, чьими руками оно будет обустраиваться, — бессмысленно?
Раздел VIII Русская философия
4. В духе учения С.Л. Франка ответьте на вопрос: «Что такое духовная жизнь»?
5. Л. Шестов считал, что человеческая истина — это всегда истина отдельного человека, а настоящая истина надмирна и не может быть познана нами. Попытайтесь оспорить или, наоборот, доказать это утверждение.
6. Проанализируйте понимание Софии П. Флоренским, С. Булгаковым, В. Соловьевым и дайте свое определение этого понятия.
7. В работе «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение» В.Ф. Эрн подчеркивал, что религиозные факты должны признаваться в философии наряду с историческими или научными. Он писал: «...Нет и не может быть такого исторического исследования, которое было бы внешне обязательно для всех в своих результатах. И слепы, философски неотчетливы те историки, которые так называемым документальным исследованием хотят установить или отвергнуть какие-нибудь метафизические или религиозные факты. Кому эти факты внутренне даны, тот видит их и в лежащем перед ним сыром материале. Кому они не даны, тот их не видит. Нужно бросить раз и навсегда наивные препирательства в плане так называемого документального исследования и понять, что глаза разноустроенные неизбежно будут и разно видеть, и то, что для одного — самый настоящий факт, для другого — самый настоящий нефакт». Выразите свое отношение к этому мнению философа. Свою точку зрения обоснуйте.
|
|
8. В своей теодицее Н.А. Бердяев исходит из идеи, что Бог сам был рожден из чистого ничто. Но если Бог является Абсолютом, свойство которого подразумевает в том числе и вечность, мог ли Он когда-либо не быть? Как это возможно? Какова ваша точка зрения по поводу данной идеи?
9. Основываясь на идеях этики искупления Н.А. Бердяева, определите отличие этических идей христианства от индуизма.
10. Почему (по мнению авторов «Вех») служить народу вообще проще, чем любить «ближнего»?
Литература
1 Бердяев Н.А Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
2. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993.
3. Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909—1910. М., 1991.
4. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 199^.
5. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. М., 1991.
6. Лосский И.О. История русской философии. М., 1991.
7. Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. М., 1995.
8. Флоренский П.А. Сочинения. М., 1990.
9. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
10. Шестов Л. Избранные сочинения. М., 1993. 11 'Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.
Тема 29 Оригинальная философская мысль в России советского периода 205