Дифференциальное уравнение свободных затухающих колебаний заряда в контуре (при ) имеет вид (см. (143.2))
Учитывая выражение (142.2) и принимая коэффициент затухания
(146.11)
дифференциальное уравнение (143.2) можно записать в идентичном уравнению (146.1) виде
Из выражений (146.1) и (146.5) вытекает, что колебания заряда совершаются по закону
(146.12)
с частотой, согласно (146.4),
(146.13)
меньшей собственной частоты контура (см. (143.4)). При R = 0 формула (146.13) переходит в (143.4).
Логарифмический декремент затухания определяется формулой (146.7), а добротность колебательного контура (см. (146.8))
(146.14)
В заключение отметим, что при увеличении коэффициента затухания период затухающих колебаний растет и при = обращается в бесконечность, т. е. движение перестает быть периодическим. В данном случае колеблющаяся величина асимптотически приближается к нулю, когда . Процесс не будет колебательным. Он называется апериодическим.
Огромный интерес для техники представляет возможность поддерживать колебания незатухающими. Для этого необходимо восполнять потери энергии реальной колебательной системы. Особенно важны и широко применимы так называемые автоколебания — незатухающие колебания, поддерживаемые в диссипативной системе за счет постоянного внешнего источника энергии, причем свойства этих колебаний определяются самой системой.
|
|
Автоколебания принципиально отличаются от свободных незатухающих колебаний, происходящих без действия сил, а также от вынужденных колебаний (см. §147), происходящих под действием периодической силы. Автоколебательная система сама управляет внешними воздействиями, обеспечивая согласованность поступления энергии определенными порциями в нужный момент времени (в такт с ее колебаниями).
Примером автоколебательной системы могут служить часы. Храповой механизм подталкивает маятник в такт с его колебаниями. Энергия, передаваемая при этом маятнику, берется либо за счет раскручивающейся пружины, либо за счет опускающегося груза. Колебания воздуха в духовых инструментах и органных трубах также возникают вследствие автоколебаний, поддерживаемых воздушной струей.
Автоколебательными системами являются также двигатели внутреннего сгорания, паровые турбины, ламповый генератор и т. д.