Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги и последствия

Преобразования Петра Аркадьевича касались сразу нескольких государственных сфер. В частности, земская реформа предполагала более широкое распространение по стране органов земского самоуправления, которые должны были заменить реакционные дворянские и шляхетские (в Украине) органы власти. Промышленная реформа вводила новые правила в трудовых отношениях, что было крайне необходимо в условиях формировавшихся классов промышленников-капиталистов и рабочих. Однако важнейшими в деятельности царского правительства стали преобразования в сельском хозяйстве. Реформа Столыпина в сельском хозяйстве была направлена на создание крепкого класса независимых крестьянских хозяйств (по примеру американских фермеров), а также на освоение широких просторов Сибири. Для первой цели при поддержке государства кредитный банк массово выдавал займы всем желающим выйти из общины крестьянам на создание собственного хозяйства. К чести правительства стоит отметить, что процент был весьма невысок и посилен. Однако при невозврате этого займа купленная земля отбиралась и вновь выставлялась на продажу. Таким образом дополнительно стимулировалась хозяйственная активность. В Сибири земли выделялись правительством и вовсе безвозмездно всем желающим, согласно второй программе реформы. Кабинет министров всячески стимулировал переезд крестьян на восток страны и развитие там инфраструктуры. Для этих целей были созданы так называемые «столыпинские вагоны».

Экономическая сущность:снижение заселённости центральных районов,переселение на Сибирь
Социальная: снижение напряжённости среди крестьян
Политическая: отвлечение крестьян от мысли "черного передела"
Итоги таковы:
-относительно небольшое количество крестьян вышли из общины
- неудача переселенческой политики(многие крестьяне возвращались,потому что они приезжали на пустые места)
-развитие хозяйства наиболее предприимчивых крестьян
Последствия:
-ликвидация пережитка феодальной системы
-повышение урожайности(в первые годы не проявлялось)
37. Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского "парламентаризма" в России.

17 октября 1905 г. был подписан манифест, который предоставлял народу права и свободу. Появилась Дума, которая была наделена законодательными пол­номочиями. Быстрый процесс оформления политических партий привел к формированию многопартийности в стране.

Политическая партия — это группа людей, которая представляет интересы народа и стремится к их реализации путем завоевания власти. Все партии можно разбить на три группы: либеральные, монархические, социалисти­ческие.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) образовалась в 1903 г. Были приняты устав и про­грамма партии. Программа состояла из двух частей: - осуществление буржуазно-демократической револю­ции (программа минимум); - социалистическое переустройство общества путем установления пролетарской диктатуры (программа максимум). При обсуждении программных и уставных вопросов на­метились серьезные разногласия между двумя течениями:- реформаторским (Мартов); - радикальным (Ульянов-Ленин).

Во время выборов в руководящие органы сторонники Ленина получили большинство — «большевики», а сторонни­ки Мартова меньшинство — «меньшевики». Меньшевики ориентировались на западноевропейский вариант демократии.

Мень­шевики также считали, что революция носила буржуазный характер, вождем выступала либеральная буржуазия, а ее союзник — пролетариат.

Большевики представляли партию «нового типа». Они счи­тали, что революция носила буржуазно-демократический характер, пролетариат был в роли вождя, а крестьянство — союзником.

Большевики насчитывали 46 тыс. человек, меньше­вики — 100 тыс.

В 1901 — 1902гг. практически завершилось объеди­нение народнических групп в единую партию — соци­алистов-революционеров (эсеров). Лидером партии выступал Чернов. Движущей силой этой партии было в ос­новном крестьянство. Одной из главных задач считалась под­готовка народа к социальной революции.

В декабре 1904 г. утверждены программа и устав пар­тии:

- свержение самодержавия; народовластие; - учредительное собрание; - право наций на самоопределение, федеративное ус­тройство.

Эсеры говорили, что земля — общенародное до­стояние и право распоряжаться ею имеют крестьянские общины.

Партия состояла из инженеров, учителей, вра­чей, агрономов. Всего насчитывалось около 60 тыс. человек.

12 октября 1903г. образовалась первая легальная партия конституционных демократов — кадеты. Их численность доходила до 100 тыс. человек. Ядром партии служили ученые, адвокаты, творческая интеллиген­ция. Лидером партии выступал П.Н. Милюков. Главной зада­чей было установление конституционного строя, установле­ние свободы личности, отмена сословных привилегий.

В ноябре 1905 г. сформировалась партия «Союз 17 ок­тября» — октябристы. В нее входили помещики, фи­нансовая буржуазия, отставные военные и инженеры. Численность партии примерно 60 тыс. человек. Лидером в ней выступал А.И. Гучков. Главная цель заключалась в оказании помощи правительству в вопросах необходимых реформ.

Самыми крупными партиями были Союз русского на­рода, Русское собрание, Монархистская партия. Одним из явных лидеров был В.М. Пуришкевич. Чле­ном этих партий мог стать любой, но только исконно русский человек. Цель партий заключалась в защите самодержавной монархии от революции. Численность этих партий составля­ла от 400 тыс. до 3 млн человек

Большевики и эсеры бойкотировали эти выборы, а Весной 1906 г. состоялись выборы в I Государственную думу. меньшевики приняли в них активное участие и смогли провести в Думу несколько своих депутатов. Черносотенные организации в Думе мест не получили. Из политических партий победу одержали кадеты, получившие 153 депутатских места, беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся в Думе во фракцию так называемых трудовиков, составили относительное большинство — 107 депутатов. Октябристы получили 13 мест. Таким образом, по партийному составу Дума была левоцентристской, либеральной и оппозиционной по отношению к самодержавию. Председателем был избран кадет профессор С.А. Муромцев.

27 апреля 1906 г. Государственная дума начала свою работу. На торжественном открытии присутствовал Николай II.

Центральное место в думской деятельности занял аграрный вопрос. В Думу было внесено три проекта его решения (кадетов, трудовиков, смешанной группы депутатов, близкой к эсеровским кругам). Царское правительство сразу обеспокоилось радикальными аграрными законопроектами и поторопилось распустить Думу. Фракция трудовиков в своем законопроекте потребовала создать «общенародный земельный фонд» из казенных, удельных и частновладельческих земель с последующим их распределением по трудовой норме между земледельческим населением.

В феврале 1907 г. открылась II Государственная дума. В целом по своему составу Вторая Государственная дума оказалась еще более радикальной, чем первая, так как, отказавшись от тактики бойкота в выборах, в них приняли участие и революционные партии — социал-демократы и эсеры. Больше всего голосов получили трудовики. В целом левые партии получили 222 мандата из 518. Председателем Думы стал правый кадет Ф. А. Головин.'

Комиссии сразу приступили к разработке многочисленных законопроектов о неприкосновенности личности, о свободе вероисповедания, об упразднении земских начальников, о расширении прав земских органов самоуправления. Ожесточенные споры по-прежнему развернулись по аграрному вопросу.

Не дожидаясь думского решения, Николай II 3 июня 1907 г. обнародовал Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении Положения о выборах.

Государственная дума проработала 102 дня. Это событие вошло в историю под названием «третьеиюньского государственного переворота», положившего конец революции 1905-1907 гг. Он знаменовал собой поражение революции 1905 - 1907 гг. и наступление реакции. Издание нового избирательного закона одной волей царя явилось грубым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и обнародованных 23 апреля 1906 г. "Основных государственных законов", согласно которым "никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы". Тем самым был совершен акт государственного переворота.

В III Думе преобладали правые, консервативные, промонархические силы. Эта Дума, единственная из дореволюционных, отработала полный срок (ноябрь 1907 — лето 1912) и приняла более 2000 законов, вошедших в силу. Большинство законов принималось по инициативе правительства. На счету этой Думы — законодательная поддержка Столыпинской аграрной реформы, перевооружение флота и армии, финансирование программы введения всеобщего начального образования в стране, закон о страховании и т. д. 1910 год был отмечен новым общественно-политическим подъемом в стране. Летом по многим промышленным центрам страны прокатилась волна стачечного движения. Но сильным толчком резкого роста рабочего движения послужил расстрел бастующих рабочих 4 апреля 1912 г. на Ленских золотых приисках. В движение пришла и деревня.

В последней IV Думе, просуществовавшей почти 5 лет (1912-1917), консерваторы преобладали над либералами. В условиях войны эта Дума фактически прекратила заседания. Они возобновились осенью 1916 г. Депутаты Думы участвовали в жизни страны, добивались формирования правительства на основе партийно-политического расклада в Думе («министерство доверия», «ответственное министерство»). 1912 - 1914 гг. характерны ростом буржуазной оппозиции, стремлением крупной буржуазии к политической консолидации и влиянию на государственные дела. Последующие события показали, что она оказалась не в состоянии сыграть роли крупной политической силы, ибо представляла собой еще сравнительно небольшой социальный слой, не искушенный в политике и не обладавшим, в отличие от западноевропейской буржуазии, ни традициями, ни опытом политической борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: