Преобразования Петра Аркадьевича касались сразу нескольких государственных сфер. В частности, земская реформа предполагала более широкое распространение по стране органов земского самоуправления, которые должны были заменить реакционные дворянские и шляхетские (в Украине) органы власти. Промышленная реформа вводила новые правила в трудовых отношениях, что было крайне необходимо в условиях формировавшихся классов промышленников-капиталистов и рабочих. Однако важнейшими в деятельности царского правительства стали преобразования в сельском хозяйстве. Реформа Столыпина в сельском хозяйстве была направлена на создание крепкого класса независимых крестьянских хозяйств (по примеру американских фермеров), а также на освоение широких просторов Сибири. Для первой цели при поддержке государства кредитный банк массово выдавал займы всем желающим выйти из общины крестьянам на создание собственного хозяйства. К чести правительства стоит отметить, что процент был весьма невысок и посилен. Однако при невозврате этого займа купленная земля отбиралась и вновь выставлялась на продажу. Таким образом дополнительно стимулировалась хозяйственная активность. В Сибири земли выделялись правительством и вовсе безвозмездно всем желающим, согласно второй программе реформы. Кабинет министров всячески стимулировал переезд крестьян на восток страны и развитие там инфраструктуры. Для этих целей были созданы так называемые «столыпинские вагоны».
Экономическая сущность:снижение заселённости центральных районов,переселение на Сибирь
Социальная: снижение напряжённости среди крестьян
Политическая: отвлечение крестьян от мысли "черного передела"
Итоги таковы:
-относительно небольшое количество крестьян вышли из общины
- неудача переселенческой политики(многие крестьяне возвращались,потому что они приезжали на пустые места)
-развитие хозяйства наиболее предприимчивых крестьян
Последствия:
-ликвидация пережитка феодальной системы
-повышение урожайности(в первые годы не проявлялось)
37. Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского "парламентаризма" в России.
17 октября 1905 г. был подписан манифест, который предоставлял народу права и свободу. Появилась Дума, которая была наделена законодательными полномочиями. Быстрый процесс оформления политических партий привел к формированию многопартийности в стране.
Политическая партия — это группа людей, которая представляет интересы народа и стремится к их реализации путем завоевания власти. Все партии можно разбить на три группы: либеральные, монархические, социалистические.
Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) образовалась в 1903 г. Были приняты устав и программа партии. Программа состояла из двух частей: - осуществление буржуазно-демократической революции (программа минимум); - социалистическое переустройство общества путем установления пролетарской диктатуры (программа максимум). При обсуждении программных и уставных вопросов наметились серьезные разногласия между двумя течениями:- реформаторским (Мартов); - радикальным (Ульянов-Ленин).
Во время выборов в руководящие органы сторонники Ленина получили большинство — «большевики», а сторонники Мартова меньшинство — «меньшевики». Меньшевики ориентировались на западноевропейский вариант демократии.
Меньшевики также считали, что революция носила буржуазный характер, вождем выступала либеральная буржуазия, а ее союзник — пролетариат.
Большевики представляли партию «нового типа». Они считали, что революция носила буржуазно-демократический характер, пролетариат был в роли вождя, а крестьянство — союзником.
Большевики насчитывали 46 тыс. человек, меньшевики — 100 тыс.
В 1901 — 1902гг. практически завершилось объединение народнических групп в единую партию — социалистов-революционеров (эсеров). Лидером партии выступал Чернов. Движущей силой этой партии было в основном крестьянство. Одной из главных задач считалась подготовка народа к социальной революции.
В декабре 1904 г. утверждены программа и устав партии:
- свержение самодержавия; народовластие; - учредительное собрание; - право наций на самоопределение, федеративное устройство.
Эсеры говорили, что земля — общенародное достояние и право распоряжаться ею имеют крестьянские общины.
Партия состояла из инженеров, учителей, врачей, агрономов. Всего насчитывалось около 60 тыс. человек.
12 октября 1903г. образовалась первая легальная партия конституционных демократов — кадеты. Их численность доходила до 100 тыс. человек. Ядром партии служили ученые, адвокаты, творческая интеллигенция. Лидером партии выступал П.Н. Милюков. Главной задачей было установление конституционного строя, установление свободы личности, отмена сословных привилегий.
В ноябре 1905 г. сформировалась партия «Союз 17 октября» — октябристы. В нее входили помещики, финансовая буржуазия, отставные военные и инженеры. Численность партии примерно 60 тыс. человек. Лидером в ней выступал А.И. Гучков. Главная цель заключалась в оказании помощи правительству в вопросах необходимых реформ.
Самыми крупными партиями были Союз русского народа, Русское собрание, Монархистская партия. Одним из явных лидеров был В.М. Пуришкевич. Членом этих партий мог стать любой, но только исконно русский человек. Цель партий заключалась в защите самодержавной монархии от революции. Численность этих партий составляла от 400 тыс. до 3 млн человек
Большевики и эсеры бойкотировали эти выборы, а Весной 1906 г. состоялись выборы в I Государственную думу. меньшевики приняли в них активное участие и смогли провести в Думу несколько своих депутатов. Черносотенные организации в Думе мест не получили. Из политических партий победу одержали кадеты, получившие 153 депутатских места, беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся в Думе во фракцию так называемых трудовиков, составили относительное большинство — 107 депутатов. Октябристы получили 13 мест. Таким образом, по партийному составу Дума была левоцентристской, либеральной и оппозиционной по отношению к самодержавию. Председателем был избран кадет профессор С.А. Муромцев.
27 апреля 1906 г. Государственная дума начала свою работу. На торжественном открытии присутствовал Николай II.
Центральное место в думской деятельности занял аграрный вопрос. В Думу было внесено три проекта его решения (кадетов, трудовиков, смешанной группы депутатов, близкой к эсеровским кругам). Царское правительство сразу обеспокоилось радикальными аграрными законопроектами и поторопилось распустить Думу. Фракция трудовиков в своем законопроекте потребовала создать «общенародный земельный фонд» из казенных, удельных и частновладельческих земель с последующим их распределением по трудовой норме между земледельческим населением.
В феврале 1907 г. открылась II Государственная дума. В целом по своему составу Вторая Государственная дума оказалась еще более радикальной, чем первая, так как, отказавшись от тактики бойкота в выборах, в них приняли участие и революционные партии — социал-демократы и эсеры. Больше всего голосов получили трудовики. В целом левые партии получили 222 мандата из 518. Председателем Думы стал правый кадет Ф. А. Головин.'
Комиссии сразу приступили к разработке многочисленных законопроектов о неприкосновенности личности, о свободе вероисповедания, об упразднении земских начальников, о расширении прав земских органов самоуправления. Ожесточенные споры по-прежнему развернулись по аграрному вопросу.
Не дожидаясь думского решения, Николай II 3 июня 1907 г. обнародовал Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении Положения о выборах.
Государственная дума проработала 102 дня. Это событие вошло в историю под названием «третьеиюньского государственного переворота», положившего конец революции 1905-1907 гг. Он знаменовал собой поражение революции 1905 - 1907 гг. и наступление реакции. Издание нового избирательного закона одной волей царя явилось грубым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и обнародованных 23 апреля 1906 г. "Основных государственных законов", согласно которым "никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы". Тем самым был совершен акт государственного переворота.
В III Думе преобладали правые, консервативные, промонархические силы. Эта Дума, единственная из дореволюционных, отработала полный срок (ноябрь 1907 — лето 1912) и приняла более 2000 законов, вошедших в силу. Большинство законов принималось по инициативе правительства. На счету этой Думы — законодательная поддержка Столыпинской аграрной реформы, перевооружение флота и армии, финансирование программы введения всеобщего начального образования в стране, закон о страховании и т. д. 1910 год был отмечен новым общественно-политическим подъемом в стране. Летом по многим промышленным центрам страны прокатилась волна стачечного движения. Но сильным толчком резкого роста рабочего движения послужил расстрел бастующих рабочих 4 апреля 1912 г. на Ленских золотых приисках. В движение пришла и деревня.
В последней IV Думе, просуществовавшей почти 5 лет (1912-1917), консерваторы преобладали над либералами. В условиях войны эта Дума фактически прекратила заседания. Они возобновились осенью 1916 г. Депутаты Думы участвовали в жизни страны, добивались формирования правительства на основе партийно-политического расклада в Думе («министерство доверия», «ответственное министерство»). 1912 - 1914 гг. характерны ростом буржуазной оппозиции, стремлением крупной буржуазии к политической консолидации и влиянию на государственные дела. Последующие события показали, что она оказалась не в состоянии сыграть роли крупной политической силы, ибо представляла собой еще сравнительно небольшой социальный слой, не искушенный в политике и не обладавшим, в отличие от западноевропейской буржуазии, ни традициями, ни опытом политической борьбы.