Научные революции сопровождаются сменой типов научной рациональности. Тип научной рациональности – это состояние научной деятельности, представленной как отношение «субъект – средства исследования – объект» и направленной на получение объективной истины. На разных этапах развития науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рациональности. В философии науки выделяют три таких типа: классический, неклассический, постнеклассический..
Классический тип рациональности в качестве главного компонента указанного выше отношения выделяет объект. Поэтому основные усилия ученого направлены здесь на то, чтобы как можно полнее исключить из теоретического описания и объяснения объекта все, что относится к субъекту и средствам познания. Это считается необходимым условием получения истинного знания об объекте. При таком типе научной рациональности не учитывается активность субъекта и влияние познавательных средств на процесс познания, не осознается социокультурная обусловленность всех оснований науки.
|
|
Неклассический тип рациональности, в отличие от классического, характеризуется уже осознанием влияния познавательных средств на объект. При этом внимание исследователя акцентируется как на объекте, так и на познавательных средствах, а так как эти средства используются субъектом, то начинает приниматься во внимание и его активность. Однако в достаточной степени еще не осознается то, что цели науки, определяющие стратегии исследования, и способы выделения объектов обусловлены мировоззренческими установками, доминирующими в культуре.
Постнеклассический тип рациональности характеризуется осознанием того, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих мировоззренческих установок, напрямую связанных с социальными ценностями и целями. В таком типе рациональности эти ценности и цели признаются компонентами (явными или неявными) научного знания об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат как философии науки, так и самой науки. Это связано во-многом с тем, что постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стратегий. Строящаяся здесь картина мира основывается на идеях целостного эволюционного развития природы и исторического развития человека. Все специальные картины мира, которые формируются в различных науках, уже не могут претендовать на адекватность и становятся лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира.
|
|
Важнейшими характеристиками постнеклассического типа рациональности являются:
1) укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального и всестороннего взгляда на мир;
2) укрепление и все более широкое применение принципа коэволюции, т.е. взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого;
3) изменение характера объекта исследования и усиление роли комплексных подходов в его познании;
4) рост влияния философской методологии во всех науках;
5) методологический плюрализм, т.е. осознание ограниченности любой методологии и возможности их комплексного применения;
6) постепенное ослабление требований к жесткости нормативов логико-понятийного обоснования и усиление влияния внерациональных компонентов, но не за счет принижения и тем более игнорирования определяющей роли разума;
7) преодоление разрыва между субъектом и объектом научного познания;
8) историзация и диалектизация науки, т.е. все более широкое и углублённое применение диалектических принципов развития;
9) усиление математизации научных теорий и увеличение уровня их сложности и абстрактности;
10) стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов;
11) распространение синергетического подхода с его пониманием мира как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, а потому неопределенностного в своем развитии.
Следует подчеркнуть, что смена типов научной рациональности всегда есть процесс углубления рефлексивной работы познающего мир субъекта. Это обусловлено как внутринаучными причинами (накоплением факторов, не находящих объяснения в рамках существующей научной парадигмы; открытием новых типов объектов, связанным с совершенствованием приборов и приемов наблюдения; появлением новых математических методов и др.), так и причинами вненаучными (мировоззренческими ориентирами и установками в той или иной культуре).
Каждый новый тип научной рациональности «вписан» в соответствующую ему научную парадигму, но при этом новый тип не уничтожает прежний, а лишь уточняет границы его применимости. Поэтому, говоря о том, что нынешняя эпоха – это эпоха постнеклассической науки, нельзя «списывать в утиль» прежние типы рациональности. Их методологические приемы, нормы и идеалы по-прежнему востребованы при изучении объектов меньшей сложности, где постнеклассический тип рациональности зачастую оказывается избыточным.
Прогнозируя ближайшее будущее науки, можно сказать, что статус доминирующего и определяющего в ней принадлежит постнеклассическому типу рациональности. В эпоху техногенной и, особенно информационной цивилизации определение стратегии научного поиска с необходимостью должно включать гуманистические ориентиры, т. е. вопросы, связанные с человеком и его жизнью на планете Земля.