Исторические типы научной рациональности

Научные революции сопровождаются сменой типов научной рациональности. Тип научной рационально­сти – это состо­яние научной деятельности, представленной как отношение «субъект – средства исследо­вания – объект» и направлен­ной на получение объективной истины. На разных этапах разви­тия науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рационально­сти. В философии науки выделяют три таких типа: классический, неклассичес­кий, по­стнеклассический..

Классический тип рациональности в качестве главного компонен­та указанного выше отношения выделяет объект. Поэтому основные усилия ученого направлены здесь на то, чтобы как можно полнее исключить из тео­ретического описания и объяснения объекта все, что относится к субъекту и средствам познания. Это считается необходимым условием по­лучения истинного знания об объекте. При таком типе научной рациональности не учитывается активность субъекта и влияние позна­вательных средств на процесс познания, не осоз­нается социокультурная обусловленность всех оснований науки.

Неклассический тип рациональности, в отличие от классического, характеризуется уже осознанием влияния по­знавательных средств на объект. При этом вни­мание исследователя акцентируется как на объекте, так и на познавательных средствах, а так как эти средства исполь­зуются субъектом, то начинает прини­маться во внимание и его активность. Однако в достаточной степени еще не осознается то, что цели науки, определяющие стратегии исследования, и спо­собы выделения объектов обусловлены мировоззренческими установками, доми­нирующими в культуре.

Постнеклассический тип рациональности характеризуется осознанием того, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу приме­нения особых исследователь­ских средств и процедур, но и в силу своих мировоззренческих установок, напрямую связанных с социальными ценностями и целями. В таком типе рациональ­ности эти ценности и цели признаются компонента­ми (явными или неявными) научного зна­ния об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат как философии науки, так и самой науки. Это связано во-многом с тем, что постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стра­тегий. Строящаяся здесь картина мира основывается на идеях целостного эво­люционного развития природы и исторического развития человека. Все специальные картины мира, кото­рые формируются в раз­личных науках, уже не могут претендовать на адекват­ность и становятся лишь от­носительно самостоятель­ными фрагментами общенаучной картины мира.

Важнейшими характеристиками постнеклассического типа рациональности являются:

1) укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального и всестороннего взгляда на мир;

2) укрепление и все более широкое применение принципа коэволюции, т.е. взаимообу­словленного изменения систем или частей внутри целого;

3) изменение характера объекта исследования и усиление роли комплексных подходов в его познании;

4) рост влияния философской методологии во всех науках;

5) методологический плюрализм, т.е. осознание ограниченности любой методологии и возможности их комплексного применения;

6) постепенное ослабление требований к жесткости нормативов ло­гико-понятийного обоснования и усиление влияния внерациональных компонентов, но не за счет принижения и тем более игнорирования определяющей роли разума;

7) преодоление разрыва между субъектом и объектом научного познания;

8) историзация и диалекти­зация науки, т.е. все более широкое и углублённое применение диалектических принципов развития;

9) усиление математизации научных теорий и увеличение уровня их сложности и аб­страктности;

10) стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюцио­низма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов;

11) распространение синергетического подхода с его пониманием мира как нестабильного, неустой­чивого, неравновесного, а потому неопределенностного в своем развитии.

Следует подчеркнуть, что смена типов научной рациональности всегда есть процесс углубления рефлексивной работы по­знающего мир субъекта. Это обусловлено как внутринаучными причинами (накопле­нием факторов, не находящих объяснения в рамках суще­ствующей научной парадигмы; открытием но­вых типов объектов, связанным с совершенствованием приборов и приемов наблюдения; появле­нием новых ма­тематических методов и др.), так и причинами вненаучными (мировоззренческими ориентирами и уст­ановками в той или иной культуре).

Каждый новый тип научной рациональности «вписан» в соот­ветствующую ему научную парадигму, но при этом новый тип не уничтожа­ет прежний, а лишь уточняет границы его применимости. Поэтому, говоря о том, что нынешняя эпоха – это эпоха постнеклассической науки, нельзя «списывать в утиль» прежние типы рациональности. Их методологические приемы, нормы и идеалы по-прежнему вос­требованы при изу­чении объектов меньшей сложности, где постнеклассический тип рационально­сти зачастую оказывает­ся избыточным.

Прогнозируя ближайшее будущее науки, можно сказать, что статус доминирующего и определяющего в ней принадлежит постнеклассическому типу рациональности. В эпоху техногенной и, особенно информационной цивилизации определение стра­тегии научного поиска с необходимостью должно вклю­чать гуманистические ориентиры, т. е. вопросы, связанные с человеком и его жизнью на планете Земля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: