Социальные ценности и социализация личности

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его по­требности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный ха­рактер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в раз­личное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) может вызвать у людей не только чув­ство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими словами, существует не только историческая, но и индивиду­альная динамика ценностей и их иерархии.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориен­тации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредст­венно влияют на ее развитие. При этом, в соответствии с кон­кретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентации. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентации и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социаль­ного опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систе­му ее ценностных ориентации, стержень ее сознания и являют­ся импульсом ее действий и поступков. Важнейшим моментом социализации личности является ее самоактуализация.

В литературе существуют разные способы и принципы клас­сификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средст­ва (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положи­тельных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они на­ходятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и обра­зуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта цен­ность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-сред­ству, о чем так убежденно писал Кант. Человек — это самоцен­ность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о цен­ностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впа­дать в мистические спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности чело­века и вытекающей отсюда диалектике общества и личности По этому поводу видный русский философ П.И. Новгородцев писал следующее: “Личность есть начало безусловное, но не самодовлеющее: общество, которое ей противопоставляется ведь это другие лица, которые могут быть не средствами, а только целями для данной личности. Являясь лицом и притя­зая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность. Я не могу ви­деть в обществе, т.е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравст­венных целей, какое они, т.е. все общество, должны признать за мною. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей”.

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие “предельные” и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д. Именно к таким ценностям относятся слова одного из крупней­ших философов XX в. А. Уайтхеда: “Тот Мир, который увеличи­вает продолжительность существования, является Миром Цен­ности. Ценность по самой своей природе вневременна и бес­смертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих об­стоятельствах”2. Этот тип ценностей оказывает первостепен­ное влияние на социализацию личности. Их реализация по су­ществу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большин­ства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то при­чинам, например, смысла жизни или не имеющие возможнос­ти реализовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. Известно, например, сколько жиз­ней было отдано за одну лишь свободу.

По поводу роли высших ценностей в социализации и само­актуализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это — призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение “труд-радость”. “Один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливос­ти, еще кто-то — красоте или истине. Все они тем или иным об­разом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал “бы­тийными” (сокращенно “Б”) ценностями, поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадца­ти таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совер­шенство, простота, всесторонность и несколько других”. Эти ценности бытия выступают как важнейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патоло­гий души, которые происходят, например, от постоянного про­живания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом жизни для большинства людей.

С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема “экзистенциального вакуума”. В эк­зистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно ши­роко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшие­ся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, свя­занный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостат­ком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влия­ние на качество социализации личности и часто ведет к разви­тию неврозов.

Постоянным спутником и формой проявления экзистенци­ального вакуума является скука. В наше время она часто ста­вит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по ее преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальнос­ти: пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению. Как верно то, что по­теря ценностей ведет к бегству от действительности, так же верно и обратное утверждение: “Если не хочешь бежать от дей­ствительности, нужно найти в ней человеческие ценности”2.

Но не только высшие ценности воздействуют на социализа­цию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Например, если человек стремится к утверждению спра­ведливости, он никогда не будет использовать для этого не­справедливые средства, а стремление к добру несовместимо с недобрыми средствами. Другими словами, без ценностей-средств не достижимы никакие ценности-цели, но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают дурных средств.

Ценности-средства в большей степени, чем высшие ценнос­ти, подвержены влиянию конкретных обстоятельств и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей-средств. Последние могут быть при этом самого разного плана и иерархии: материальные и духов­ные, более общие и менее общие, экологические, экономичес­кие, социально-политические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

Следующий аспект рассматриваемой проблемы касается того, что различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентации и поведения личности, а также способы ее социализации. Возьмем, например, две наиболее значительные в истории человечества ценностные парадигмы: восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответст­вующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гу­манность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая семья. Главная установка в вос­питании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование.

Для западной же традиции характерным является противо­поставление личности и общества и приоритет индивидуаль­ных ценностей над общественными. В соответствии с этим со­циализация личности связывается здесь прежде всего с изме­нением социальной среды и мира.

В контексте этих двух традиций генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятнос­ти, должна быть связана с усвоением как тех, так и других цен­ностей. И дело тут не только в евразийском характере нашей страны, хотя этот факт тоже не следует игнорировать. Думает­ся, нам нечего “стесняться” принципа коллективизма (общнос­ти, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в народном менталитете, сущностью которого, по словам Ф.М. Достоевского, являются “братские связи” людей. Но вместе с тем не следует и абсолютизировать этот принцип и отождествлять его с ценностями “казарменного кол­лективизма”. В этой связи нам необходимо реабилитировать ценности индивидуализма, но не в смысле голого эгоизма, а в значении утверждения индивидуальности, активности и само­стоятельности личности. И только в случае утверждения диа­лектического единства ценностей коллективизма и индивиду­ализма можно говорить о наиболее благоприятных условиях развития личности.

В соответствии со сказанным следует подходить и к вопросу о том, какому способу социализации личности отдать предпочте­ние, что необходимо менять в первую очередь — личность или социальную среду. Для нормального развития личности следует изменять и себя и социальную среду, мир. Личность, ценност­ные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением к социальной среде, обречена на конформистское поведение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества.

Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что в первом типе культуры в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, пер­венство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство жен­щин в обществе. Во втором типе культуры на первом месте на­ходятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм. Сказанное свидетельствует о том, что в каждом типе культуры имеют­ся свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состо­ит в том, чтобы на основе своей собственной культуры, тради­ций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и в восточном типах культуры. Не следует при этом пытаться ни вестернизировать, ни остернизировать нашу культуру и искусственно навязывать ей западные или восточные ценности. Другая сторона этого вопроса заключает­ся в том, что в межкультурном общении необходимо учитывать эту специфику ценностей различных культур.

Еще одна актуальная и важнейшая для нас сегодня пробле­ма — влияние рыночных ценностей на социализацию личнос­ти. Наше общество переживает ответственный исторический этап — становление рыночных отношений. Он связан с изме­нением не только экономических отношений, но и всей систе­мы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняет­ся весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентации, мотивации поведения и всего процесса социализации личности.

Суть рыночных отношений — экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценност­ные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они, бесспорно, пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития способностей и творчества личности. Но нельзя забывать или не обращать внимания и на вторую сторону влияния ценностей рынка на формирование личности. Она состоит в том, что развитие эко­номического либерализма и конкуренции, как это хорошо по­казали известные западные ученые К. Хорни, Э. Фромм, Дж. Хоманс и др., приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, нев­розы и т.д. Ценности личности как бы пропускаются через при­зму рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и личнос­ти строятся по законам рыночных отношений и экономическо­го обмена.

В условиях господства рыночных отношений личность не­редко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл ее жизни. А это ведет к образованию экзистенциального вакуума. При этом следует иметь в виду, что в нашей стране проблема, видимо, будет усугубляться. Дело в том, что автоматизация до­машнего хозяйства, с одной стороны, и рост безработицы — с другой приведут к увеличению свободного времени, а следова­тельно, и к росту числа люд ей, испытывающих экзистенциаль­ный вакуум, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому службе социальной защиты населения следует быть готовой к тому, что у людей будет расти потребность не только в социальной и психической помощи, но и в логотерапевтической помощи, помощи в обретении смысла жизни, в формиро­вании высших, бытийных ценностей, без которых человек, как мы уже говорили, очень часто не может жить. Сейчас эту логотерапевтическую функцию выполняют главным образом пси­хотерапевты и представители церкви. Однако тут нужна от­дельная служба в системе социальной защиты населения, спе­циалисты которой должны будут уметь лечить не только пси­хику, но и душу людей.

Сами по себе рыночные отношения и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т.е. выступать как высшие ценности. Это всегда лишь ценности-средства для собственного развития человека. Преследующие цели материального обогащения рыночные ценности, конеч­но, необходимы. Но за ними всегда стоят (и не должны забы­ваться) более основополагающие ценности духовного развития личности. Немаловажная роль по их утверждению в жизнь принадлежит и философии. Сегодня для нашего общества и для нашей философии особо актуально звучат слова Уайтхеда: “Сейчас философия должна выполнить свою главную функ­цию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей”'.

К сказанному следует добавить, что хотя рынок и имеет внутреннюю логику своего развития, но государственные структуры не должны отстраняться от регулирования рыноч­ных отношений. Экономика должна быть социально ориенти­рованной. Ценности экономического либерализма и социаль­ной справедливости должны быть интегрированы в едином синтезе.

Только при этом условии мы можем социально защитить бедных и дать свободу действий социально активной и способ­ной части населения.

Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и со­циальных ценностей связан с тем, что последние могут быть реальными, имеющими объективный аналог в действитель­ности, а могут носить и мифологический характер. В свою оче­редь, сами мифологические ценности можно подразделить на “естественные” и “искусственные”. В первом случае они имеют историческое основание и возникают в процессе мифотворче­ства на базе первобытного мышления. В процессе развития об­щества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают доминировать, но не исчезают полностью из об­щественной жизни и культуры. Более того, порой они возрож­даются, принимают форму мифологем — искусственно созда­ваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в дей­ствительности и поддерживаемых идеологическими средства­ми и институтами.

Нельзя не затронуть и такой аспект проблемы, как все шире распространяющиеся в нашем обществе иррациональные и псевдонаучные ценности. На личность сегодня систематичес­ки обрушивается лавина информации, содержание которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т.д.). В этих условиях непроизвольно, на бессознательном уровне формируется некритическое мышле­ние и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается ра­циональным. Формируется тип сознания, в котором реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип объектив­ности подменяется субъективизмом, логика разума заменяет­ся верой и внушением. Налицо, таким образом, основные при­знаки мифологического мышления. И если Леви-Брюль назвал первобытное мышление “дологическим”, то формирующийся тип мышления можно назвать “постлогическим”, содержатель­ной основой которого является иррационализм и субъекти­визм.

В заключение хотелось бы отметить, что одной из важней­ших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. И это, очевидно, не случайно, потому что, в конце концов, общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь рационально-прак­тическим способом соединить человека с миром, сделать чело­века реальным представителем и субъектом мира, а мир дей­ствительно человечным.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее общие и основные вопросы современной философской антропологии. Вместе с тем это и заключительный раздел настоящего учебника по фи­лософии. Однако философское учение о человеке можно пре­вратить в исходный пункт ее более глубокого изучения и, более того, собственного философского творчества читателя. И даже если это творчество не будет носить профессионального харак­тера, необходимо, чтобы оно постоянно присутствовало в со­знании каждого, а особенно молодого человека. Ибо философия всегда была, есть и будет сферой формирования творческих способностей, духа и мудрости.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: