Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, особенно человековедческими. Как отмечалось выше, педагогика вызрела в недрах философии, отпочковалась от последней. Став самостоятельной наукой, педагогика не порывает связи с философией и ее отраслями. Те или иные философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей воспитания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества и т.п. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.
Данные социологии - еще одной области философских знаний о состоянии современного общества - необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах образования и воспитания. Например, социологи представили информацию о недостаточно высоком охвате детей дошкольным общественным воспитанием (в Москве - 51 %, в других городах и регионах России - несколько ниже). Как следствие, выявлено снижение готовности детей к школьному обучению. Перед педагогикой возникла проблема: как повысить уровень развития детей, не посещающих дошкольное учреждение. Изучаются разные формы помощи семьям, дети которых воспитываются дома; развивается сфера дополнительных услуг населению; открываются группы развития при дошкольных учреждениях и др.
|
|
Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории личности. Итоги педагогической деятельности подводятся на основе психологических показателей. Например, о результатах обучения судят по объему знаний, их прочности, образности, обобщенности, по степени сформированности умственной деятельности. Воспитанность детей определяется по таким показателям, как мотивы поступков, мера их осознанности, уровень самостоятельности и т. п. Решение любого вопроса в сфере обучения и воспитания требует психолого-педагогического подхода.
Интеграция психологии и педагогики привела к возникновению пограничных отраслей - психопедагогики, педагогической психологии.
|
|
Анатомия и физиология - основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей. Те же знания являются основополагающими при разработке режима жизни детей, организации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, которые предназначены для детей раннего и дошкольного возраста.
Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно (по результатам социологических исследований), что требует от педагогики более тесного сотрудничества с отраслями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики - лечебной педагогики, призванной разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих. Создается интегрированная медико-педагогическая программа полового воспитания детей. Необходимо объединение усилий медицины и педагогики в разработке программы антиалкогольного, антинаркоманного воспитания и образования.
В 60-70-е гг. нынешнего столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.