Сенсорное воспитание

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, Се звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отраже­ние всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.

П. М. Сеченов писал, что корни мысли ребенка лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия - предпосылка для полноценно­го познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют матери­ал для всех рассудочных работ» (К. Д.Ушинский).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произ­ведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными при­знаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе все это воспринимает. Но если усвоение про­исходит стихийно, без грамотного педагогического руко­водства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и вос­приятие поддаются развитию, совершенствованию, особен­но в период дошкольного детства. И тут на помощь прихо­дит сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного незнания и совершенствование ощущений и восприятии.

Для любознательных:

В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, Е.И.Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному стоятся содержание сенсорного воспитания, его методика. Так, еггер всемирно известной системы сенсорного воспитания Мария Монтессори сводит развитие ребенка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т. п. Разработанные ею дидактические материалы, по­добранные соответствующим образом, дают детям дошкольного возраста сенсорные стимулы, упражняющие органы чувств. Например, для воспитания тактильного чувства предлагаются упражне­ния с набором гладких и наждачных дощечек, карточек, различных тканей; для развития термического чувства - упражнения с набо­ром металлических чашечек, наполненных водой различной тем­пературы; барическое чувство (чувство тяжести) развивается с помощью набора одинаковых по размеру, но разных по весу дере­вянных дощечек и т.д. Обратите внимание на то, что внешние при­знаки предметов абстрагированы, отделены от реальных предме­тов, явлений. Упражняясь с такими материалами, дети добивались остроты органов чувств, тонкости различения сенсорных призна­ков предметов. По идее М. Монтессори, ребенок работает с ее ма­териалами самостоятельно, поскольку они построены на принци­пе автодидактизма. Педагог не обучает, не «мешает» естественно­му ходу развития, не навязывает свое понимание, не уточняет словом то, что ребенок ощущает. В результате ребенок, тонко раз­личая, например, цвета и оттенки, не может их назвать, сравнить, обобщить, применить в других видах деятельности, выходящих за рамки упражнений с дидактическим материалом. Без руководства взрослого богатый сенсорный опыт не становится фундаментом для развития мышления ребенка.

Отечественная система сенсорного воспитания опирает­ся на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Для развития вос­приятия ребенок должен овладеть общественным сенсор­ным опытом, который включает в себя наиболее рациональ­ные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и воспри­ятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его действи­ям обследования предмета, которые в психологии называют­ся перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т. д. Задача сенсорного воспита­ния - своевременно обучить ребенка этим действиям. Обоб­щенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобще­ния, для развертывания мыслительных процессов.

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предме­тов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной дея­тельности: системы мер веса, длины, направлений, геомет­рических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др. Каждый сенсорный эта­лон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном ста­не, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения. Нужны ли сенсорные эталоны до­школьнику? А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эта­лонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое вос­принятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает раз­личные свойства конкретных предметов, его восприятие при­обретает целенаправленный и организованный характер.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особен­ности формы, величины предметов, расстояния и др.).

В дошкольном возрасте ребенок пользуется так назы­ваемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предмета­ми (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат оп­ределяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребенка. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возра­сте дети могут соотносить качества предметов с освоен­ными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребенка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра и их от­тенки, в качестве эталонов формы - система геометричес­ких фигур, для слухового восприятия - «решетка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др. По системе М. Монтессори ощущения и восприятия раз­вивали у детей с помощью специального материала на занятиях-уроках. Отечественная система сенсорного воспи­тания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельно­сти, организуемой не только на занятиях, но и в повседнев­ной жизни. Когда, например, знакомить детей со свойства­ми воды? Неужели проводить для этого специальные заня­тия? Конечно, нет! Во время умывания, игр с водой в групповой комнате, на участке педагог обучает воспитан­ников действиям обследования, которые помогают познать свойства воды (прозрачная, не имеет запаха, вкуса, своей формы, текучая, бывает разной температуры, замерзает на морозе, в ней плавают и тонут различные предметы и др.).

На первом году жизни ребенка задачи сенсорного вос­питания (развитие слуха, зрения, формирование предмет­ности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие воз­можности сенсорного развития таят в себе такие виды дея­тельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобра­зительная. В каждом из этих видов деятельности - своя сен­сорная основа. В изобразительной деятельности - это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величи­ны, пространственного расположения, пропорций, в тру­довой деятельности - восприятие и различение особеннос­тей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др. Совершенствование любой деятельности за­висит от уровня сенсорного развития ребенка. Особенно от­четливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих не­обходимую точность и тонкость дифференцировок.

В зависимости от содержания деятельности, ее мотивов меняются острота, тонкость ощущений, поскольку различ­ные признаки предметов выступают в своем жизненном значении. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности (научился различать цвет в дидактичес­кой игре), ребенок использует его в других видах деятель­ности (в рисовании, аппликации овощей, фруктов).

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сен­сорный опыт, обобщает его. «Это шарик. Он круглый, он катится», - говорит воспитатель годовалому малышу. По мере того как ребенок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Введение в словарь ребенка названий разных признаков (кислый, слад­кий, теплый, прозрачный, красный, блестящий, матовый и др.) помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыс­лительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствует осмысленному их восприя­тию, отчетливому различению.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содер­жание. Оно идет от народной педагогики и получило раз­витие в теоретических трудах и практике известных педа­гогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Б. И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставит­ся задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обоня­тельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновре­менно ребенок учится правильно называть свойства пред­метов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).

В отечественной системе сенсорного воспитания тради­ционное содержание расширено и дополнено за счет вклю­чения ориентировки во времени, развития речевого и му­зыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о час­тях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух - это способ­ность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обоб­щать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нор­мами звукопроизношения. Уровень развития фонематичес­кого слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, ког­да перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значе­ния и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обу­чение детей обследованию предметов, формирование пред­ставлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно спра­виться с предстоящей деятельностью. Один и тот же пред­мет обследуется по-разному в зависимости от целей обсле­дования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ре­бенка обращают на контур (сначала обводит пальцем, за­тем прослеживает зрительно), основные части (голова, ту­ловище, лапы, хвост, усы, глаза), их форму и цвет. На ри­сунке изображение зайца будет плоскостным, поэтому игрушка рассматривается с одной стороны (сбоку). Перед лепкой зайца внимание детей акцентируют на конструкции объекта, местах и способах соединения частей, а цвет, мел­кие детали (усы и т. п.) не обследуются. Поскольку лепное изделие должно быть объемным, полезно рассмотреть иг­рушку с разных сторон. Если предполагается, что дети бу­дут составлять рассказ об игрушке, важно установить та­кие характеристики, как материал, из которого она сдела­на, цвет, величина, озвученность.

Несмотря на указанные выше различия, есть правила, общие для многих видов обследования: восприятие целос­тного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.); вычленение мел­ких деталей, установление их пространственного располо­жения по отношению к основным частям; повторное цело­стное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

На протяжении дошкольного детства характер сенсор­ного познания меняется: от манипуляции с предметами ре­бенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупыва­ния». Так, для того чтобы убедиться, что в ведерке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребенку 5- 6 лет достаточно только посмотреть. Но и в старшем дошкольном возрасте дети могут прибегать к практическому ознакомлению с предметом, если зрительное восприятие не дает достаточных сведений о том или ином свойстве.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольни­ки применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настолько-печатных игр, при этом определяют, какую взять бумагу для подклейки стра­ниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрач­ную), какой длины и ширины вырезать полоски. Детям ран­него и младшего дошкольного возраста предлагаются иг­рушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследова­нием предмета, с различением признаков, требуют словес­ного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребе­нок учится группировать предметы по тому или иному ка­честву (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и раз­личными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом дети подво­дятся к овладению сенсорными эталонами.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществ­ляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осяза­ния, обоняния. Так, в лесу, парке малыши учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-желтого, у осины - красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспри­нимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит опре­делять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные про­цессы, воображение, формируются эстетические чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: