Источники гражданского права – это форма закрепления правил поведения участников гражданского оборота, признаваемых и легализованных государством. Исторически в мире сложилось три основных источника права – судебный прецедент, правовой обычай и нормативный правовой акт.
Гражданское право Республики Беларусь базируется на континентальной системе права, где нормативный правовой акт – это основополагающий источник права. Совокупность нормативных правовых актов образует гражданское законодательство Республики Беларусь.
Судебный прецедент по общему правилуне является источником гражданского права Республики Беларусь. Вместе с тем, в правоприменительной деятельности значение судебной практики имеет большое значение для выработки единообразного понимания и применения гражданского законодательства. В Республике Беларусь судебная практика обобщается Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, которые издают соответствующие постановления Пленума – разъяснения по вопросам применения законодательства в порядке судебного толкования. В настоящее время в науке гражданского права по проблеме судебного прецедента есть и другие мнения. Например, Витушко считает, что судебная практика – источник права [84, с.278]. Действительно, в реальной действительности невозможно определить, где заканчивается судебное толкование и начинается судейское усмотрение (правотворчество). Однако официально считается, что прецедент не источник гражданского права, скорее надо признать, что происходит сближение некоторых параметров правовых систем (континентальной и англо-саксонской) в период глобализации, что приводит к усилению позиции судов в толковании закона.
|
|
Обычай как источник права имел большое распространение в древние времена, но и сегодня он не утратил своего значения в гражданском праве. Обычай – это сложившиеся в силу неоднократного единообразного применения общепринятые правила поведения, прямо не выраженные в нормативных правовых актах, но не противоречащие ему. Однако анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь показывает, что в исключительных случаях, прямо указанных в законодательных актах, обычай признается источником гражданского права. Так, в соответствии со ст.1093 Гражданского кодекса Республики Беларусь право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан, определяется на основании не только национальных нормативных правовых актов, но и не противоречащих им международных обычаев. Кроме того, ст.222 Гражданского кодекса предусматривает случаи, когда в соответствии с местным обычаем в лесах, водоемах допускается сбор ягод, лов рыбы и право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор, добычу.
|
|
В торговом праве Европейского Союза, России используются достаточно широко, так называемые, обычаи делового оборота, деловые обыкновения, которые официально закреплены в качестве источника права. В Республике Беларусь такие указания отсутствуют, в связи с чем Гражданский кодекс Республики Беларусь в этой части требует дополнений.
Таким образом, обычай является источником гражданского права, если он не противоречит действующему законодательству и на возможность его применения прямо указывает нормативный правовой акт.
Договоры нормативного содержания являются источником гражданского права Республики Беларусь. Так, нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах, являются частью действующего гражданского законодательства.
Доктрина и священные писания (канонические нормы) не являются источниками национального гражданского права.
2. Понятие и состав гражданского законодательства
Гражданское законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы, которые призваны регулировать гражданские правоотношения.
Можно выделить две характерные черты гражданского законодательства:
наличие большого числа диспозитивных норм, предписания которых действуют только в том случае, если сами участники не предусмотрят иной вариант своего поведения. Такие нормы предоставляют возможность сторонам по собственному усмотрению определить вариант поведения, либо выбрать между предложенными в норме вариантами поведения. Данные нормы преобладают в регулировании договорных отношений и в них проявляются особенности гражданского права как частного права. Например: ст.211, 212, 224 Гражданского кодекса и т.д. Однако в гражданском законодательстве имеются и общеобязательные императивные нормы, которые не допускают отступлений от предписаний. Такие нормы формулируются в категоричной форме, и законодатель использует формулировки «обязан» (п.3 ст.509), «не может» (п.3 ст.183) и т.д.
В случаях сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из её императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо выражена в норме;
входящие в гражданское законодательство нормативные правовые акты составляют весьма значительный нормативный массив, поэтому большое значение имеет его систематизация. В гражданском праве кодификация – как вид систематизации носит как общий, так и частный характер. Общая кодификация гражданского законодательства выражается в принятии в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь. Частная кодификация выражается в форме принятия кодексов, регулирующих определенную узкую группу гражданских правоотношений (Жилищный, Инвестиционный, Кодекс торгового мореплавания и т.д.). В настоящее время обсуждается вопрос принятия Предпринимательского кодекса, нормы которого будут регулировать сугубо отношения в хозяйственном обороте.
Согласно ст. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь, состав гражданского законодательства образует система нормативных правовых актов, которая состоит: во-первых, из законодательных актов (Конституция, Гражданского кодекса, законы, декреты, указы Президента); во-вторых, из подзаконных актов (распоряжения Президента, постановления Правительства, акты высших судебных органов, Национального банка, акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, решения местных органов власти, регулирующие гражданские правоотношения).
|
|
Проблема иерархической соподчиненности нормативных правовых актов, разрешение коллизий между ними имеет огромное значение для практики. По общему правилу, закрепленному в ст.71 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» [25], в случае коллизии применяется акт, имеющий большую юридическую силу. Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется на основе ст.3 Гражданского кодекса в следующем порядке: Конституция; законы, временные декреты, указы Президента, принятые на основании конституционных норм; декреты, изданные на основе делегированных полномочий парламентом, указы Президента; распоряжения Президента; постановления Правительства; акты высших судебных инстанций; постановления республиканских органов государственного управления; решения органов местного управления и самоуправления.
Центральным стержневым актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс. Согласно ст.10 Закона «О нормативных правовых актах» [25], он имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского законодательства, поэтому при коллизии следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса, который полностью вступил в силу 1 июля 1999 года. Гражданского кодекса состоит из 8 разделов, который объединяет 75 глав, насчитывающих 1153 статьи.
Одно из ведущих мест в системе гражданского законодательства принадлежит специальным кодексам – Воздушному, Инвестиционному и т.д. Нормы Гражданского кодекса применяются к регулированию отношений, урегулированных кодексами, в так называемом субсидиарном порядке, т.е. нормы его применяются, если отсутствуют прямые предписания специальных кодексов.
Значительное место в системе гражданского законодательства принадлежит законам Республики Беларусь («Об объектах, находящихся в исключительной собственности государства» [48], «О ценных бумагах и фондовых биржах» [42] и т.д.), указам и декретам Президента («Об использовании названий Республики Беларусь юридическими лицами» [45], «О лицензировании отдельных видов деятельности» [15] и др.).
|
|
Среди подзаконных актов, содержащих нормы гражданского законодательства и имеющих огромное значение, можно отметить постановления Правительства Республики Беларусь («О некоторых вопросах ведения единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [19], «Об утверждении правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» [53] и др.), постановления республиканских органов государственного управления (например, постановление Госкомавиации «Об утверждении Авиационных правил перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь» [49] и др.).
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь также включены в состав гражданского законодательства.