Механизм передачи традиций и исторического опыта

Многие политические традиции передаются и формируются в семье. Монархист по рождению, консерватор по рождению отражает роль этого коллектива в передаче традиций. Этому не противоречат и те, достаточно многочисленные факты, когда дети занимают и прямо противоположные позиции. В данном случае играет свою роль «перенасыщенность информацией, слишком насильственное воспитание, которое по закону «действие равно противодействию» толкает детей к прямо противоположной позиции (монархист по рождению может стать республиканцем по разуму).

Школа и высшая школа, в той мере, в какой они являются достаточно плотными, хотя и не длительными коллективами, оказывают свое воздействие на усвоение учащимися традиций, не только «внутренних» для данного учебного заведения, но и внешних, в том числе и общенациональных. Во всяком случае, не представляет труда определить, в каком учебном заведении учился тот или иной политический деятель: светском или церковном.

Традиции формируются и передаются в рамках различных местных коллективов: приходов, общин, деревень, городских кварталов. Сохранение таких территориальных коллективов способствует усилению их роли в формировании традиций, исчезновение таких коллективов, приостанавливает этот процесс, хотя возникшие в них традиции могут длительное время сохраняться и функционировать.

Во многих странах Западной Европы и в США многие традиции сохраняются выпускниками учебных заведений, которые составляют как бы специфические коллективы, «корпорации», «клубы».

В ряде случаев рамками формирования и сохранения традиций выступают некоторые региональные коллективы: Вандея, Прованс (Франция), Шотландия, Уэльс (Великобритания), Пруссия (Германия).

Нередко роль коллектива в передаче традиций играет профессиональная группа — учителя, шахтеры, военные, государственные служащие, — что в некотором смысле повторяет традиции средневековых цехов и корпораций. На этих традициях делались попытки фашистских государств воссоздать корпоративную систему.

Значительная часть традиций передается через различные ассоциации: церковь, организации, движения, профсоюзы, партии.

Память, традиция более устойчиво и эффективно передается в социальной среде и социальной общности, которая более сплочена, структурирована: человек подвергается более концентрированному воздействию, образцу поведения и мышления. Вместе с тем вступление в партию, союз, объединение означает присоединение не только к программе, но и одновременно интеграцию в некоторую общественную память, в историю, как ее видит данный коллектив, в традиции, которые он олицетворяет. Отсюда, кстати говоря, внимание многих партий к истории (своей страны). Правда, вес традиций в каждой организации различен. Как общее правило, чем меньше организация ссылается на традиции и чем менее жесткие связи с участниками и дисциплина, тем более может быть открыт этот коллектив к сегодняшней действительности.

В целом же память общества, как и традиции формируются в составляющих это общество сообществах и группах. Общество с размытыми и слабо структурированными группами наверняка будет располагать неопределенными традициями.

Передача традиций не бывает без мутаций. Форма остается прежней, но содержание-меняется: жесты, формулы, выражения могут оставаться прежними, но смысл их становится другим. Это объясняет относительную легкость использования традиций противостоящими политическими силами. Традиция становится одним из средств легитимации, обладающим высокой эффективностью (ссылки на республиканскую традицию, либерализм, социализм). Отсюда важность изучения событийного окружения, в котором может проявиться политическая традиция. Передача традиции никогда не происходит в историческом вакууме. К весу старых ценностей и симпатий добавляются заботы сегодняшнего дня. Для того чтобы традиция возродилась, она обязательно должна быть способной дать ответы на запросы современности. Успех зависит от того, насколько удается в каждом случае ее адаптировать, понять и заново интерпретировать. Такую работу приходится делать постоянно.

Таким образом, традиция, означая известную преемственность, одновременно означает изменчивость. Она есть процесс, который трудно четко определить, очертить, даже классифицировать, выделить в «чистом» виде. Чаще всего наблюдаются пересечения, сочетания, узлы многих тенденций. Более того, эти тенденции относятся к разным хронологическим периодам по их происхождению. Некоторым тенденциям уже много веков, другим – несколько десятилетий или даже лет. Все эти многомерные множества перемешиваются в самых неожиданных сочетаниях. Такая хронологическая разнородность является одним из факторов, которые затрудняют достоверный прогноз того, как может себя вести новое поколение, даже если мы точно знаем, каково было поведение предыдущих поколений. «Голоса умерших еще звучат, но надо научиться понимать смысл этих голосов в непредсказуемой истории, которая творится на наших глазах».

Взаимосвязь прошлого и настоящего подвижна, но она существует постоянно и реализуется в результате столкновения воспоминаний и поведений, относящихся к разным эпохам и сочетающихся в самых невероятных комбинациях.

Политическая традиция довольно точно соответствует некоторым субъективным функциональным потребностям практической политики отдельных деятелей и партий. Точно так же, как античные рассказы и мифы объясняли пути создания древних обществ, так и сегодня традиции играют двойную роль — объяснения и социализации — и поддерживают в глубинах индивидуального сознания мысль о необходимой связи прошлого и настоящего, о необходимом включении личности в современное общество. Это позволяет каждому человеку найти свое место в реке времени и в общественном окружении и позволяет ему спокойно и уверенно смотреть в будущее.

Традиции проявляются в разных сторонах общественной жизни: культуре, политике, экономике, идеологии и т.д. В той или иной мере - на данном этапе состояния общества и длиной страны нее они взаимосвязаны, взаимообусловлены, обладают некоторыми общими характеристиками, составляют я определенном смысле многомерную систему, которая подразделяется на множество подсистем второго, третьего и т.п. порядков. И то же время традиции политической, экономической, классовой и других форм борьбы имеют и собственные особенности, которые в некоторых случаях специфически проявляются среди отдельных классов, социальных слоев и групп.

Объективные и субъективные особенности традиции объясняют, почему она способна воспроизвести, возродить то или иное отношение далекого прошлого, ту или иную общественную форму, которая по разным причинам вновь стала актуальной или необходимой (или стала считаться полезной) в данной ситуации для решения возникших именно сейчас или аналогичных проблем.

Вырастая и складываясь на основе социальной практики, политического опыта, традиция может служить одним из средств воздействия на процесс становления, развития и преобразования общественных отношений, дополнительным средством распространения политического опыта и некоторых форм политического действия среди различных слоев общества и, что особенно важно, среди его наиболее отсталой части, дальнейшего упрочения той или иной социальной практики, той или иной формы массовой активности.

Обращение к традиции дает дополнительную возможность переводить групповой опыт в классовый, в массовый, в общенациональный, а индивидуальный - в общечеловеческий. Овладение опытом в данном случае происходит на уровне «семейной» передачи, а также, как правило, в форме действия, поскольку именно действие является специфическим средством создания и возрождения традиции. Эта особенность традиции особенно важна в условиях, когда в данном обществе распространяются настроения пассивности и фатализма. Вовлекаясь и участвуя в традиционных действиях и выступлениях, человек и группы людей как бы приобщаются к предшествующему и сегодняшнему политическому опыту. Вместе с тем традиция, как и обыденное сознание, всегда отягощена стихийностью. Вот почему обращение к традиции нередко ставит вопрос о необходимости некоторой «нейтрализации», о «преодолении» стихийности, о развитии у людей сознательности, рациональности, критического отношения к действительности, одним, одним словом, современной политической культуры.

Традиция отражает преемственную связь между находящимися и постоянном движении общественными отношениями в широком смысле слова, в том числе и формами политической борьбы и массовых выступлений. Если общая ситуация не меняется, то традиция, кик правило, действует без существенного изменения. В этом случае наблюдается устойчивость традиции, изменения могут носить количественный характер, традиция подпитывается действительностью.

Политическая культура в Беларуси развивалась в русле политических культур и культурных процессов, протекавших на ее историческом пути.

В ее развитии можно выделить три этапа: досоветский этап развития политической культуры; советский этап; современный этап.

Досоветский этап развития политической культуры.

В политической культуре белорусских земель присутствовали элементы патриархальной, подданнической и активистской культуры. Неграмотное население, лишенное информации о жизни общества, проявляло слабый интерес к политике. В большей степени этот интерес обнаруживался в среде богатой части населения. Вместе с тем рядовые жители города и деревни имели возможность участия в местной общественной и политической жизни посредством таких демократических институтов, как вече, городское самоуправление согласно магдебургскому праву, предоставленному многим городам Беларуси, сельская община.

Магдебургское право существовало в Беларуси в XIV—XVIII вв. По этому праву городским жителям предоставлялась возможность при помощи собственной системы юридических норм самим решать местные экономические и социально-политические проблемы, избирать городское самоуправление, которое осуществляло власть без вмешательства государственных служебных лиц (воевод, старост).

Сельская община (бел. «грамада») имела свои корни в первобытнообщинном строе. Это объединение крестьян, созданное для решения производственных и общественно-экономических проблем деревни. Характерная черта общины — круговая порука, выражавшаяся в общей ответственности сельских жителей за своевременную уплату налогов и выполнение различных повинностей: содержание дорог, мостов, материальное обеспечение хозяйственных чиновников и находившихся на постое военных.

В ее функции входило поддержание дисциплины и правопорядка на территории общины. Посредством народного суда, так называемой «копы», община осуществляла судебные функции. Сельская община защищала своих членов от произвола государственных чиновников, оказывала членам сообщества помощь в кризисных ситуациях (при пожаре, неурожае, в случае болезни и т.д.). Вопросы и проблемы общественной жизни обсуждались на собраниях крестьян, на которых принимались коллективные решения. Поведение на общественных собраниях регулировалось нормами народной морали и этикета. На собрании нельзя было ссориться, свистеть, плеваться. Запрещалось являться на них в нетрезвом состоянии. Нарушителей изгоняли из собрания, наказывали штрафами и розгами.

В эпоху белорусского Возрождения (XIV—XVI вв.) был заложен фундамент белорусской духовной культуры. В это время сформировались устойчивые черты национального характера и менталитет белорусской народности. В числе таких черт выделяют трудолюбие, выносливость, добродушие, гостеприимство, доверчивость, толерантность, рассудительность. Длительное существование общины сформировало коллективистское сознание у белорусов, которое стало нормой деловых отношений и ценилось выше индивидуализма.

Различное отношение к общине и государству приводило к формированию стандарта в поведении. Отсюда - осуждение обмана, воровства внутри общины и равнодушное отношение, а временами и одобрительная реакция на эти явления относительно государства, что способствовало развитию правового нигилизма.

Формированию коллективизма трудящегося городского населения благоприятствовали производственные объединения ремесленников: цехи, «сотни», братства, а также общественные объединения наемных ремесленных рабочих (челяди) и учеников, которые создавались для защиты интересов этих социальных групп. Развитию коллективистского сознания и поведения горожан способствовала эмиграция в города сельских общинников с их социальной психологией.

На политическую культуру Беларуси повлияло и пребывание белорусских земель в составе Речи Посполитой и Российской империи. Власть каждого из этих государственных образований стремилась ассимилировать, растворить политическую культуру в своей культуре путем устранения языка, традиций, обычаев и этнического самосознания белорусов.

Вместе с тем каждое из них являлось своеобразным каналом проникновения в Беларусь политико-культурных ценностей глобальных культур: европейской и азиатской. Через Польшу в Беларусь проникали либерально-демократические ценности Западной Европы: парламентаризм, частной собственности и предпринимательства и др. Вместе с образцами великой русской культуры внедрялись восточные ценности: абсолютизация власти главы государства, его харизматизация, превалирование государственного интереса над частным, исполнительной власти — над представительными органами и т.д.

В начале второго, советского, этапа при создании Белорусской Советской республики были продекларированы многие демократические права и свободы.

В 1922 г. Беларусь стала одной из республик Советского Союза. С этого времени политическая культура в ней развивалась в русле тех политических и культурных процессов, которые происходили под влиянием КПСС и советского руководства. Значительно возросли политическая образованность населения и политизация массового сознания. Граждане получили возможность высказываться в средствах массовой информации, на митингах и собраниях, но она регламентировалась цензурой, партийными и государственными органами.

Развитие политической культуры в Республике Беларусь в нынешних условиях представляет собой сложный и противоречивый процесс.

В нем действуют как традиции, так и новые явления. Современная политическая культура включает элементы разных исторических эпох: от патриархальной (общинное сознание) до образцов гражданской политической культуры, ориентации на демократические ценности и демократические преобразования.

Современная политическая культура республики не только сложна по своему характеру, но и противоречива по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о политических ценностях.

К числу таких тенденций относится консервация сохранившихся социальных и политических установок и возврат к исчезающим ценностям социалистического общества. В числе таких установок и ценностей можно выделить следующие:

· порядок и стабильность общественной жизни;

· ориентации на социальную справедливость и равенство;

· установка на то, что общественные и личные проблемы могут и должны решать государство и харизматический лидер;

· коллективизм, ориентация на коллективистские формы профессиональной деятельности (совхозы, колхозы, государственные предприятия);

· интернационализм, союзная наднациональная форма государственности;

· демократию, и в первую очередь на утверждение реальных прав и свобод граждан;

· правовое государство и гражданское общество, разделение властей;

· государственный суверенитет.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность политической культуры, каковы ее функции?

2. Дайте характеристику основным концепциям политической культуры.

3. Проанализируйте типологию политических культур.

4. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы формирование политической культуры белорусского народа.

5. Каковы устойчивые черты национального характера и менталитет белорусской народности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: