Первые христиане на Руси. Княгиня Ольга


В начале 1Х в. из множество восточнославянских племен сложилось раннефеодальное государство с политическим центром в Киеве. Древние русичи в те времена были язычниками и поклонялись множеству богов. Языческая религия возникла как результат полной зависимости древнего человека от сил природы. В далекой древности славяне приносили жертвы «упырям и берегыням», затем Роду и Рожаницам, позже, перед принятием Русью христианства – Перуну, Хърсу, Мокоши и многим дгугим.

В 1Х–Х вв. Русь достигает крупных успехов, не только в значительном расширении своей территории, но и в сельском хозяйстве, и в ремеслах. Киев, находясь на перекрестке важнейших международных транзитных путей, становится крупным центром торговых связей между странами Западной Европы и Византией, Поволжьем, Кавказом, Средней Азией. Таким образом в Киеве мирно сосуществовали представители многих религий: язычества, христианства, мусульманства, иудаизма, буддизма.

С 945 г., после смерти Игоря, Великим князем Киевской Руси стал его сын Святослав, но так как он поначалу был слишком мал, а, повзрослев, предпочитал походы государственной деятельности, фактически правила его мать, княгиня Ольга. Хотя «…есть все основания считать, что Ольга заняла Киевский стол как княгиня, а не как воспитательница своего сына. … Все предания об Ольге связаны с ее устроительной деятельностью на благо Руси, в то время как предания о Святославе рассказывают о его походах в дальние земли, которые летописцы считали бессмысленными. …Киевская Русь … представляла собой союз князей, во главе с Ольгой, сидевшей в Киеве».

Согласно «Повести временных лет», Ольга крестилась в Царьграде в 955 году и приняла имя Елена. В «Продолжении хроники Региона Прюмского» сообщается, что Ольга-Елена крестилась в Константинополе в 959 году, а по мнению древнерусского книжника Иакова Мниха Ольга крестилась в Константинополе в 954 году. Существует также версия о том, что Ольга крестилась в Киеве у местных христиан. Причин принятия решения Ольгой креститься могло быть несколько. Во-первых: языческую Русь, не имевшую единой государственной религии, другие государства воспринимали как дикую, невежественную страну, побаиваясь ее, но не воспринимая как равноправную. Ольга и наиболее просвещенные князья прекрасно понимали это. Во-вторых, множество богов никак не способствовало сплочению государства, создавало препятствия в его управлении. Некоторые историки считают, что причинами крещения Ольги могли быть: стремление укрепить мир с Византией, или желание Ольги получить царский титул и даже женить Святослава на византийской принцессе. Одной из причин могло быть и стремление Ольги овладеть частью территории, принадлежащей ранее Великой Моравии. «Проблема Моравского наследства несомненно должна была вызвать интерес у русских князей. Это была именно та задача, ради решения которой Ольга могла активизировать контакты Руси с христианскими странами Европы. Ради достижения такой цели русские князья-язычники могли поддержать и христианские увлечения Ольги».

Как бы то ни было, Ольга крестилась и начала активно насаждать христианство и возводить церкви на Руси. Ее стремление к сближению Руси с христианскими странами поддерживали многие князья. О широком распространении христианства среди русов, еще до прихода к власти Владимира, сообщается во многих источниках. Об этом говорит и тот факт, что в начале Х1 века, по свидетельству Титмара Мерзербургского в Киеве было около 400 церквей, хотя в договоре с греками от 911 года нет еще и намека на появление на Руси русов-христиан, в договоре от 944 года говорится лишь об одной церкви св. Ильи. Вряд ли столько церквей мог построить Владимир за 20 лет, прошедших с момента его крещения.

Во время визита Ольги в Царьград в 957 г. ее сопровождали послы от 22 князей, оставшихся на Руси. Судя по тому, какой высокий прием был оказан Ольге и ее князьям, она либо уже была крещенной, либо возвестила о намерении креститься самой и сопровождавших ее русских князей (а возможно и крестить Русь). Судя по распределению даров, переданных в тот раз русам, упрямому язычнику Святославу отведен был статус более низкий, чем должен был быть даже для положения наследника Ольги, не говоря о том, что к 957 году ее регентство должно было уже закончиться, и Святослав, как наследник Игоря, должен был стать Великим князем. Но Ольгу называют архонтиссой русов, т.е., по византийской системе титулования – Киевской княгиней.

Но, если Ольга была Великой княгиней, то она могла сделать Русь христианской державой уже тогда, однако не сделала этого. Будучи мудрой правительницей, зная, что согласно византийской церковно-политической концепции «любой народ, принявший христианство их рук греков, становится вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством», Ольга, крестившись сама, не торопилась ставить Русь в зависимость от Византии.

«Повесть временных лет сообщает, что «жила же Ольга с сыном своим Святославом, и учила его мать креститься, но он пренебрегал этим и не принимал в уши. Но если кто желал креститься, то не запрещал, а насмехался над ним…. Ольга говорила Святославу: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь - будешь радоваться». Он же не внимал этому, отговариваясь: «Как мне одному принять новую веру, а дружина моя станет над этим смеяться?» Она же сказала: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, следуя обычаям языческим, не ведая, что кто матери не послушается – в беду попадет…»… Рассказ летописи… можно понимать в том смысле, что княгиня не видела никаких препятствий для распространения христианства на Руси и предлагала креститься Святославу и его дружине». Итак, крестить Святослава Ольге не удалось. Но если сначала он был довольно терпим, и лишь надсмехался над чуждой ему верой, то после смерти матери и вовсе ополчился против нее.

Гнев Святослава на христиан разгорелся во время его войны с греками. В 967 году Святослав пошел походом на дунайских болгар, быстро покорил Восточную Болгарию и превратил болгар в своих подданных. На юго-западе граница Руси вплотную подошла к рубежу Византийской империи. Такой оборот событий не отвечал интересам византийского правительства, и, видимо, не без его подстрекательства печенеги совершили нападение на Киев…. Святослав с частью своего войска был вынужден вернуться на Русь. Заключив мир с печенегами, он осенью 969 года вторично двинул свои войска на Дунай. Святославу удалось вновь восстановить свои позиции в Восточной Болгарии. От пленных болгар он узнал, что их толкнула на выступление русских Византия. Святослав решил проучить византийцев за их коварство. Он объявил им войну и двинул войска на юг Балканского полуострова. Этот шаг Святослава не мог быть одобрен русами-христианами, входившими в состав его войска. На юге Балканского полуострова произошло несколько сражений, в одном из которых Святослав понес крупные потери в людях. Святослав, придя к выводу, что русы-христиане, находящиеся в его войске, по существу, являются союзниками Византийцев, тайной агентурой империи, решил с ними расправиться. Он задумал уничтожить также и главные рассадники христианства на Руси – храмы.

Но, пока сын был в разъездах, мать воспитывала его детей. Повесть временных лет сообщает: «Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром». Воспитанным бабушкой, детям Святослава было намного легче принять христианство, чем их отцу. «Автор Иоакимовской летописи пишет: «Ярополк же бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяше христианы, и асче сам не крестился народа ради, но никому не претяше». О положении христиан на Руси в княжение Ярополка писали ряд авторов. Некоторые исследователи использовали данные Никоновской и Иоакимовской летописей, не проводя, правда никакого источниковедческого анализа почерпнутых сведений. Макарий и В.А. Пархоменко объясняли особую приверженность Ярополка к христианам влиянием, которое оказала на него жена-гречанка и бабка княгиня Ольга. Е.Е. Голубинский считал: «… если бы он жил долее, то очень может быть, что не Владимир, а он был бы крестителем всей Руси». Но, судя по всему, Ярополк, хотя и благоволил христианам, сам крещен так и не был.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: