и пройденного расстояния

Определение скорости судна

Относительная и абсолютная

скорости судна

Судно перемещается относительно поверх-ности Земли под воздействием движителей, ветра и течения.

Под воздействием движителей и ветра судно перемещается относительно воды со скоростью Vо, которая называется относительной скоро­стью.

Под воздействием течения судно вместе с мас-сами воды перемещается относительно поверх-ности Земли со скоростью течения Vт, которая называется переносной скоростью.

Под суммарным воздействием движителей, ветра и течения судно перемещается относи-тельно поверхности Земли со скоростью V, ко­торая называется абсолютной (путевой) скоро­стью.

При отсутствии ветра вектор относительной скорости судна Vо направлен по линии ИК, то есть вдоль ДП.

При наличии ветра вектор относительной ско­рости Vо составляет с линией ИК угол α, кото­рый называется угол дрейфа. При воздействии ветра в левый борт вектор относительной ско­рости Vо отклоняется от линии ИК в сторону правого борта: +α. При воздействии ветра в правый борт вектор Vо отклоняется влево –α.

Величина вектора относительной скорости Vо складывается из:

Vо = Vоб + Vдр,

где Vоб – скорость, развиваемая судном в зави-симости от скорости вращения гребного винта;

Vдр – скорость дрейфа, то есть скорость судна за счёт воздействия на него ветра.

Вектор переносной скорости совпадает с на­правлением течения Кт, а его величина прибли­жённо равна скорости течения Vт.

Вектор абсолютной скорости V равен геомет-рической сумме векторов Vо и Vт

V = Vo + Vm = Vоб + Vдр + Vm.

Линия, по которой перемещается судно отно-сительно дна моря (линия, по которой направлен вектор абсолютной скорости), называется ли-нией пути. Угол между N половиной истинного меридиана и линией пути называется путевой угол ПУ.

Отклонение вектора путевой (абсолютной) скорости от направления вектора относитель­ной скорости называется углом сноса β. Или: угол сноса – это угол между линией пути при на­личии течения и линией ИК при отсутствии дрейфа и линией пути при дрейфе.

Отклонение вектора путевой скорости от линии ИК (или ДП) при наличии дрейфа и течения называется суммарным углом сноса

с = α + β.

Относительная скорость определяется с по-мощью относительного лага.

Абсолютная скорость определяется с помо­щью абсолютного лага.

Скорость течения (переносная скорость) опре-деляется:

- расчётным способом по показаниям относи-тельного и абсолютного лагов;

- по атласам течений;

- с помощью измерителей течений;

- по обсервациям.

Определение скорости

и расстояния, пройденного относи­тельно воды.

В настоящее время на судах применяются, в основном, два типа относительных лагов – гид­родинамический и индукционный.

Гидродинамические лаги измеряют динами-ческое давление воды, возникающее при движении судна, величина которого пропорциональна ско-рости судна. По измеренному давлению вычис-ляется скорость.

В индукционных лагах используется явление электромагнитной индукции: под днищем судна вокруг электромагнита создаётся магнитное поле. При движении этого поля вместе с судном в морской воде, как в проводнике, наводится электродвижущая сила, пропорциональная ско-рости судна. По измеренной э.д.с. вычисляется скорость.

Пройденное относительно воды расстояние

Sо за время t от момента T1 до момента T2 вы­числяется интегрированием скорости.

Пройденное судном расстояние, измеренное лагом обозначается Sл. Оно определяется как РОЛ - разность отсчётов лага ОЛ1 и ОЛ2, сня­тых со шкалы счётчика пройденного рас-

стояния в моменты Т1 и Т2

РОЛ = ОЛ2 – ОЛ1.

Однако, из-за наличия погрешностей, которые неизбежно присутствуют при всех измерениях, РОЛ не соответствует действительно прой-денному судном расстоянию. Поэтому РОЛ не­обходимо исправлять по одной из двух формул:

Sл = РОЛ·Кл, или Sл = РОЛ(1 + ΔЛ/100)*,

Где Sл – пройденное относительно воды рас-стояние, рассчитанное по лагу;

РОЛ – разность отсчётов лага;

Кл – коэффициент лага;

ΔЛ – поправка лага, %.

Из формул, приведённых выше *, следует:

Кл = 1 + ΔЛ/100; ΔЛ = (Кл – 1)·100.

Если лаг не работает, скорость и пройденное относительно воды расстояние можно рассчи­тать по частоте вращения гребного винта. График зависимости скорости судна от час-тоты вращения гребного винта рассчитывается на мерной линии.

Определение Vо, ΔЛ и Кл на мерной линии

Испытания проводятся в грузу на режимах полный ход (ПХ), средний ход (СХ), малый ход (МХ).

На каждом режиме производится три про­бега.

На каждом пробеге фиксируют

t – время пробега в секундах (с помощью се­кундомера фиксируют моменты пересечения се­кущих створов);

N – частоту вращения гребного винта;

ОЛ – отсчёты лага в моменты пересечения секущих створов.

Данные, полученные на девяти пробегах, обра­батывают в следующем порядке:

1. Рассчитывают наблюдённые скорости на каждом пробеге по формуле:

Vi = 3600S/t,

где S – длина пробега, мили;

t – время пробега, сек.

2. Рассчитывают среднюю скорость для каж­дого режима (ПХ, СХ, МХ) по формуле

V = (V1 + 2V2 + V3)/4.

3. Рассчитывают ΔЛ на каждом из девяти пробегов по формуле

ΔЛi = (S – РОЛi)/РОЛi·100%.

4. Рассчитывают среднюю величину ΔЛ и Кл для каждого режима работы машины по формулам

ΔЛ = (ΔЛ1 + 2 ΔЛ2 + ΔЛ3)/4;

Кл = 1 + ΔЛ/100.

5. По трём значениям ΔЛ (ПХ, СХ, МХ) стро­ится график, а по графику составляется таб­лица зависимости ΔЛ и Кл от скорости судна.

График зависимости ΔЛ от скорости

Таблица ΔЛ и Кл

В грузу В балласте
V,уз ΔЛ,% Кл V,уз ΔЛ,% Кл
  -3,8 0,962   -4,6 0,954
  -2,7 0,973   -4,3 0,957
  -1,7 0,983   -4,0 0,960
  -0,9 0,991   -3,6 0,964
  -0,2 0,998   -3,2 0,968
  +0,6 1,006   -2,8 0,972
  +1,2 1,012   -2,3 0,977
  +1,7 1,017   -1,8 0,982
  +2,2 1,022   -1,3 0,987
  +2,7 1,027   -0,7 0,993
  +3,2 1,032     1,0
  +3,6 1,036   +0,8 1,008
  +4,0 1,040   +1,8 1,018
  +4,4 1,044   +3,0 1,030
  +4,7 1,047   +4,5 1,045

6. По скорости судна и скорости вращения гребного винта строится график, а по графику таблица зависимости скорости судна числу обо­ротов винта.

График зависимости скорости

от числа оборотов винта

Таблица зависимости скорости

от числа оборотов винта

В грузу В балласте
N, об/мин V, узлы N, об/мин V, узлы
  1,0   2,0
  2,5   3,1
  3,5   4,2
  4,5   5,4
  5,5   6,5
  6,7   7,8
  7,8   9,1
  9,0   10,5
  10,3   11,8
  11,6   13,9
  13,0   15,1
  14,5    
  16,0    

Определение ΔЛ и Кл в рейсе

Определив ΔЛ и Кл на мерной линии, судово­дители обязаны постоянно их проверять, так как ΔЛ и Кл изменяются с течением времени от самых разных причин.

На переходах ΔЛ и Кл определяют путём срав-нения расстояний - действительно пройденного S, между двумя надёжными обсервациями и по­казанного счётчиком лага РОЛ.

Для этого используются формулы

ΔЛ = (S – РОЛ)/РОЛ·100% и Кл = S/РОЛ.

Надёжными обсервациями являются:

- по двум горизонтальным углам, измеренным секстаном;

- по трём визуальным пеленгам береговых ориен­тиров;

- по трём радиолокационным расстояниям до точечных ориентиров;

- в открытом море астрономическими методами при благоприятных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: