Типы границ

Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр. Последние два вида границ производны от двух первых, которым и посвящены основные правила их установления.

Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам. Ими могут быть реки, горы и т.п. Такие границы ясно различимы и вызывают меньше недоразумений. Их именуют естественными границами. Это название не имеет ничего общего с весьма распространенной в прошлом концепцией естественных границ, сторонники которой считали, что границы должны проходить по естественным рубежам, созданным самой природой. Если государство не имеет таких границ, то оно может их добиваться, в том числе с помощью силы.

Во многих случаях границы приходится проводить между условными точками без естественных ориентиров. При этом должны учитываться интересы местного населения.

Известны также так называемые географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России. Широко применялись такие границы при разграничении колониальных владений в Африке. Будучи проведенными без учета местных условий, они разделяли племена, резали естественные и хозяйственные комплексы. От отрицательных последствий подобного разграничения страны Африки страдают до сих пор. Немало конфликтов из-за колониального подхода к границам существует в современной Латинской Америке.

Водные границы на реках устанавливаются следующим образом: если река судоходная, то посередине главного фарватера или по тальвегу (линия наибольших глубин); если же река несудоходная или ручей, то по их середине; в случае если у реки имеется несколько рукавов - посередине главного рукава. На озерах и иных водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Проходящая по реке, озеру или иному водоему граница не перемещается при изменении очертания берегов или уровня воды и при отклонении русла реки.

После создания водохранилища или иного искусственного водоема граница остается на том же месте, где она проходила до затопления. Она лишь превращается из сухопутной в водную. По мостам и плотинам граница проходит в центре этих сооружений независимо от линии водной границы.

Морские границы совпадают с внешними границами территориальных вод. В соответствии с международным правом Россия установила 12-мильную ширину этих вод.

С помощью законодательства и международных договоров на границе устанавливается пограничный режим, призванный обеспечить безопасность государства, а также служить своеобразным фильтром, который открывает простор для правомерных связей и препятствует въезду и ввозу, противоречащим интересам государства.

Пересечение границы разрешается при наличии соответствующих документов и только в пунктах пропуска, определяемых внутренним правом и международными договорами. Несанкционированное пересечение границы транспортными средствами, включая воздушные и морские суда, допустимо лишь в случае чрезвычайных обстоятельств, аварии, стихийных бедствий и др. Пограничный режим в Российской Федерации определен Законом "О Государственной границе Российской Федерации" (разд. III и IV).

В целях обеспечения пограничного режима в России устанавливается пограничная полоса шириной до 5 км, в которой погранвойска обладают особыми правами. Для разрешения вопросов, связанных с поддержанием пограничного режима, для своевременного урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки границы Правительство РФ назначает пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных). На основе договоров с соседними государствами они взаимодействуют с их представителями. Этот институт, введенный в практику СССР, оправдал себя и получил распространение. Не урегулированные на месте инциденты решаются по дипломатическим каналам.

Под демилитаризацией в самом широком смысле понимается запрет на проведение специальных военных мероприятий на определенной (демилитаризованной) территории.

Демилитаризация может быть ограниченной (частичной) и полной.

При ограниченной (частичной) демилитаризации государство обязуется не строить новых укреплений, имея право сохранять старые, и не увеличивать численность войск на данной территории.

При полной демилитаризации государство обязуется ликвидировать все военные сооружения и вывести все войска с демилитаризованной территории. Обязательные элементы полной демилитаризации: уничтожение старых и запрещение строительства новых военных укреплений и сооружений, запрет на содержание вооруженных сил, кроме полицейских, необходимых для поддержания порядка. Договоры о полной демилитаризации могут включать также запрет производства и ввоза военных материалов, военного обучения и набора в армию, пролета военных самолетов над демилитаризованной зоной и т. п.

Объем демилитаризации определяется в каждом случае конкретным договором. В нем, в частности, может содержаться общее указание на запрет использовать определенную территорию в военных целях, что по существу служит показателем полной демилитаризации.

Демилитаризация отличается от разоружения тем, что обычно применяется к определенной территории, тогда как разоружение — к госу дарству в целом как к субъекту международного права. Если демилитаризация территории означает запрет иметь на ней определенные объекты, вооружения и вооруженные силы, то разоружение запрещает государству (полностью или частично) иметь вооруженные силы и вооружения не только в пределах определенной территории, но и вообще где бы то ни было.

Под нейтрализацией понимается запрет вести военные действия на определенной территории или использовать ее в качестве базы для военных действий. На нейтрализованной территории запрещается всякое военное строительство.

Не следует смешивать понятия нейтралитета и нейтрализованной территории. Нейтралитет — это обязательство государства, в то время как нейтрализации подвергаются части государственной территории и другие территории.

Нейтрализация не обязывает государство оставаться нейтральным в случае возникновения военных действий, но из театра военных действий должна быть исключена нейтрализованная территория.

Нейтрализация не запрещает государству содержать на нейтрализованной территории собственные вооруженные силы, необходимые, например, для осуществления права на самооборону. Однако численность их должна быть ограничена в соответствии с целями самообороны, поскольку нейтрализованная территория не может быть использована в качестве базы для ведения военных действий.

Обычно демилитаризация и нейтрализация применяются совместно. Они дополняют друг друга. Демилитаризованная территория гарантируется от нападения нейтрализацией, которая, в свою очередь, подкрепляется демилитаризацией, т. с. отсутствием военных объектов, могущих послужить причиной или поводом для нападения.

В практике международных отношений демилитаризации и нейтрализации подвергались пограничные зоны, международные проливы и каналы, острова, а также отдельные города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: