Метод | Характеристика | |
Опрос, интервью | Личная беседа (стандартизированная, не стандартизированная, свободная) По телефону В письменном виде По комплексным темам Групповое интервью | |
Наблюдение | С участием респондента Без участия респондента Методом моментных наблюдений (с помощью наблюдателя или аппарата) Полевое или лабораторное | |
Другие формы | Эксперимент Панель Торговая панель, панель владельцев Тестирование рынка | |
Опрос - это выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Приблизительно 90 % полевых исследований используют этот метод. Опрос может быть в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы принято называть интервью.
Наблюдение - планомерное исследование реакции наблюдаемого на предмет исследования без воздействия на него.
Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. С помощью опроса можно выявить субъективные обстоятельства, закрытые для наблюдения: мнения, представления, знания людей. Однако продукты входящие в ассортимент, поведение покупателей, последствия поведения могут быть охвачены только с помощью наблюдения. Его преимущества в сравнении с опросом:
|
|
· независимость от желания покупателя сотрудничать,
· более высокая объективность исследования,
· возможность восприятия неосознанного поведения,
· возможность учета окружающей ситуации.
Недостатки наблюдения как метода:
· трудно обеспечить репрезентативность (например, при наблюдении поведения покупателей в магазине случайная выборка невозможна.);
· поведение покупателей может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения).
Эксперимент - исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Его признаки:
· изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть приблизительно постоянными);
· активное вмешательство в процесс возникновения данных;
· проверка причинно-следственных связей.
Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (например, тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (например, тест рынка).