Референдум, являясь государственно-правовым институтом, непосредственно выражающим суверенитет народа, в науке конституционного права России классифицируется по разным основаниям.
В зависимости от предмета референдума, то есть выносимого на него вопроса, выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и местный референдумы.
Предметом конституционного референдума является внесение изменений в Конституцию либо принятие новой Конституции.
Предметом законодательного референдума является принятие (непринятие) законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов.
Международно-правовой референдум (плебисцит) проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории.
Местный референдум проводится по вопросам местного значения. Современное российское законодательство допускает проведение всех вышеназванных видов референдумов.
|
|
По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, в отечественной литературе различают консультативный и императивный референдумы.
Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким - либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы.
Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и могут быть изменены (отменены) только путем референдума. Ниже мы более подробно остановимся на рассмотрении целесообразности разграничения референдумов на такие виды как консультативный и императивный.
Референдумы, в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные.
Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого - либо государственного решения.
Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума (хотя в нем и указывается, что вопрос о принятии новой Конституции РФ выносится на общероссийский референдум, но существует оговорка, что это возможно только при условии, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации, проекта нормативного акта или вопроса, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.
|
|
По территориальному принципу референдумы делятся на общегосударственные, субъектов Федерации и местные.
В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Референдумы субъектов Федерации проводятся в пределах территории субъекта Федерации.
Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) образований. Соответственно решения, принятые на референдумах различаются по территории своего действия.
В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.