С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, Цицерон говорил: «Да и что такое государство как не общий правопорядок». У него было немало последователей (Кельзен, Струве).
Несколько иная позиция – Коркунов: государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.
Дюги выделял четыре элемента государства:
1. Совокупность человеческих индивидов;
2. Определенную территорию;
3. Суверенную власть;
4. Правительство.
Шершеневич: Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти.
Сторонники психологической теории права (Кокошкин Ф. Ф): Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними.
|
|
Энгельс: Государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим.
Государство отличается от иных образований. От политических организаций отличает, прежде всего, суверенность. Суверенитет государства представляет единство двух сторон:
1. независимость государство вовне;
2. верховенство государства внутри страны.
Из суверенитета вытекают и другие признаки государства: оно распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей; имеет устойчивую связь с населением (гражданство, подданство); издаёт властные общеобязательные веления; обладает монополией на легальное применение силы в отношении населения; у государство есть такие силы воздействия, которыми не обладает никакая другая политическая организация (армия, полиция, тюрьмы, органы безопасности и т.д.). Государство отличается ещё и тем, что оно олицетворяет всё население страны и распространяет на него свою власть. А организации объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.
Иногда признаком государства называют право. Это неправильно. Право и государство явления самостоятельные. Каждое из них обладает самостоятельным набором признаков. Право является не признаком права, а способом существования государства.
В современной учебной литературе государство обычно определяется: Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти особого рода, обладающая специальным разрядом лиц, осуществляющих эту власть, обладающая особой компетенцией по созданию норм, с помощью которых делает свои веления обязательными для населения страны.
|
|
Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.
Более удачное определение:
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая:
ü его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества,
ü суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение,
ü гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Признаки государства:
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, республики, округа и т.д.)
2. Публичная (государственная) власть - совокупность аппарата управления (органы законодательной и исполнительной властей) и аппарата принуждения (специальные органы, которые правомочны и имеют средства для принудительного исполнения государственной воли. Это армия, милиция, органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии, поселения и т.д.). Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). То есть она:
· отделена от общества;
· не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за властью в догосударственный период)
· осуществляется особым слоем людей (чиновником, депутатами и др. служащими), наделёнными государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление является основным видом деятельности;
· опирается на писаное право;
· подкреплена принудительной силой государства.
3. Государственный суверенитет. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в:
· ее верховенстве. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; ее прерогативы (государственная власть может отменить всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, милиция, тюрьмы и т.д.).
· самостоятельности и
· независимости.
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее пределов выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела. Суверенитет может быть:
· Внутренним (полное распространение юрисдикции государства на всю её территорию и исключительное право принимать законы);
· Внешним (полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.
Государственный суверенитет нельзя путать с народным суверенитетом, который является исходным принципом демократии, означающий, что власть исходит от народа и принадлежит народу)
4. Неразрывная связь государства и права. Юридический «скелет». Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
|
|
5. Налоги и сборы – материальная основа деятельности государства и его органов – денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку неимущих и др.
6. Гражданство – устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством состоящей в наличии взаимных прав и обязанностей и ответственности.
Лекции: На государство как сложный институт управления, на его понятие существует много взглядов, в рамках которых раскрывается та или иная грань государства и в целом его понятия.
1. Сущностно - классический подход к понятию государства, раскрывающий единство 3 основных признаков государства:
· государство рассматривается как единство территории;
· населения, проживающего на этой территории;
· Органов публичной власти особого вида.
2. Юридический подход. Государство это субъект права, является юридической персонификацией нации (выражение нации), т.е. в праве (позитивном) нация получает свое персональное выражение. Позитивизм – отражение мировоззрения.
2. Сущностно - кибернетический подход, который рассматривает государство в рамках информационных потоков как систему прямых и обратных связей. Информационная теория понимания государства характеризует его как функционирующая информация, в которой преломляются информационные
3. Государство «муравейник». Государство=человек.