В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.
Следует отличать легитимацию первоисточника власти (по Конституции РФ им является народ) и легитимацию органов государственной власти (на основе проведения выборов, либо путем конкурсного отбора, назначения). Органы государственной власти легитимируются по-разному:
- выборы (властные полномочия непосредственно от первоисточника власти – народа);
- конкурсный отбор;
- назначение.
Условия легитимации государственной власти:
1. легитимная власть формируется в соответствии с правом, установленным предшествующей властью
2. действует в соответствии с правом
3. воля народы служит основой власти правительства
4. проводятся свободные выборы, допускается состязательность кандидатов, гарантируется всеобщее равное избирательное право
|
|
5. легитимными должны быть не только способы учреждения органов государства, но и цели и методы осуществления ими власти.
Не легитимная власть является узурпаторской и характеризуется:
1. Захват власти незаконными методами (фальсификация) или с нарушением процедуры выборов
2. Присвоение чужих полномочий
3. Отсутствием у населения готовности подчиниться
4. Принуждение переходит свои границы.
5. Злоупотребление властью, то есть использовать её в противозаконных целях.
Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. Правомерным признается только такое обладание публичной властью, которое имеет место на основании: Конституции, законов, в соответствии с установленной законом процедурой. В обществе может быть и нелегальная власть - мафиозно - преступная. Она опирается на неписаные законы, известные определенному кругу лиц в отличие от легальной власти и стремиться утвердить в обществе свой порядок. А легальная власть устанавливает стабильность.
Лекции: Истоки понимания легитимности, в конечном счете, связаны с интересами общества (и именем Вебера) – объединение людей по поводу достижения их интересов.
Легитимность – признание обществом, принятие обществом данного вида власти (в первую очередь, государственной власти), признание и шагов, предпринятых государством, в том числе и мер принуждения.
Легальность – соблюдение процедуры формирования государственной власти и ее деятельности, установленной законом. В некоторых случаях легитимность и легальность могут совпадать (Например: процедура голосования). Легитимная власть – это та власть, которая действует в соответствии с законом.
|
|
Легитимная власть, основанная на традиции – традиционная легитимация (характерна во многом для монархии). Рациональная легитимность – когда общество принимает власть исход из ее полезности, рациональности отношений власти.
Харизматическая легитимность – вера в лидера, в его способности.
Рациональная легитимность - сознательная поддержка населением государственной власти.
Легитимная власть должна быть ориентирована на общечеловеческие ценности, которые являются критерием легитимности.
Вопрос 12: Единая государственная власть. Разделение (распределение) властей в государстве: основные модели.
Государственная власть по своей сути едина, и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник – общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота, сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (Совет народных депутатов СССР).
Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку обладает рядом достоинств:
v обеспечивает оперативное решение любых вопросов,
v исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы,
v «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д. (Позиция Гегеля).
И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками:
v всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными,
v они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта,
v открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.
Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Разделение властей одновременно и правовая доктрина и институциональный принцип, который лежит в основе организации власти. История начинается с античных времён: Древняя Греция (Солон, будучи архонтом, создал Совет 400 на этом принципе, Полибий, законодатель Ликург), Древний Рим. окончательно этот принцип сформировался в буржуазную эпоху Джон Локк трактат «Два трактата о государственном правлении», Монтескье «О духе законов» - оберегать общество от злоупотребления властью, Мэдисон (США). Основа этой идеи – это идея свободы как естественного состояния человека как мерила соответствия власти. Главная угроза свободы человеку – это неразделённость власти, сосредоточение её в руках одного человека.
Основные положения теории разделения властей:
Ø закрепление в Конституции
Ø все ветви власти равны и автономны
Ø никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти
Ø судебная власть существует независимо от политического влияния.
Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви –
v законодательную,
v исполнительную,
v судебную.
Юридическое содержание:
v концептуальное различие законодательной, исполнительной и судебной властей (основывается на различных функциях);
v правовая несовместимость должностей во взаимоотношениях (нельзя одновременно занимать две должности в различных ветвях власти);
|
|
v состоит в обособленности, иммунитете одной власти от другой. Она имеет относительный характер;
v сдерживание, уравновешивание одной ветви власти другой;
v согласованность ветвей между собой и отсутствие ответственности каждой из них за действия другой власти.
В силу этого и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе возникнет борьба за лидерство. Создатели учения о разделении властей полагали, что таким органом должен быть законодательный (представительный) орган.
Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация.
Самой высокой независимостью призвана обладать судебная власть. Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.
В ТГП считается целесообразным выделение четвертой власти – СМИ.
Существуют горизонтальная и вертикальная (субординация) модели разделения властей.
Принцип разделения властей позволяет:
1. приводит к разделению труда между органами государства, в результате обеспечивается эффективность их деятельности, создаются условия для роста профессионализма их работников.
2. Позволяет создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства.
3. Взаимно усиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.
Вместе с тем, рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий: нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе. Между ними возникают острые противоречия и т.д.
Лекции: Очень важен для государственной власти ее способ организации деятельности. Основным для характеристики способа является принцип разделения властей. В истории политической мысли этот принцип связывают с именем Шарля Луи Монтескье. У модели разделения властей есть и социальный и юридический аспекты. Социальный аспект связан с тем, что разделение властей в государстве не должно противоречить единству государственной власти. В государстве может быть только одна власть - государственная. Она воплощает: суверенитет народа, связана едиными задачами и целями деятельности. Юридический аспект: разделение только функциональное трёх ветвей власти через определение компетенции каждой ветви власти.
|
|
Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Исполнительная власть – исполнительными органами, судебная власть – осуществляется судами.
С помощью функционального разделения властей формируется система сдержек и противовесов внутри государства. Можно выделить горизонтальное и вертикальное направление разделения властей.
Существуют: состязательные модели, равные (гибкие) модели – но все время идет конкуренция между ветвями за лидирующее положение.
Разделение властей в России состоит в том. что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием, исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, ВАС РФ,
Вопрос 13: Властеотношения: субъект, объект, содержание.
Под властеотношениями понимаются такие отношения, в которых властвующий субъект (управляющий) подчиняет себе волю подвластного (управляемого), т.е. направляет (модифицирует) поведение подвластного.
Решая стоящий перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.
Структура: Сторонами данных отношений выступают:
Ø субъект государственной власти (могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства.
Ø объект власти (подвластные), являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.
Ø содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.
Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами. Существует мягкое подчинение (косвенные методы воздействия) и жёсткое (прямое воздействие – тоталитарный режим, то есть прямое вмешательство в личную жизнь граждан)
Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если воля и интересы совпадают – властеотношения реализуются беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если в чем - то расходятся – то эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). Когда позиции противоположны и непримиримы – используется метод государственного принуждения. Идеальное государство ориентируется на методы убеждения, когда подвластный сам оценивает ситуацию.
Лекции: Структура властеотношений:
· субъект,
· объект,
· содержание.
Характеристика субъектов осуществляется на макро и на микро уровне. На макро уровне субъектом является общество (народ). На микро уровне – это лица, осуществляющие властные полномочия (должностные лица, представители государственных органов).
Под объектом может быть общество в целом, какие-либо социальные группы, и отдельные личности.
Субъект и объект могут совпадать (но не полностью), приближаться – демократические режимы. Несовпадение имеет место при тоталитарных режимах (интересы группы всему государству). Содержание складывается из двух элементов – воля + сила.
Вопрос 14: Понятие типа государства. Факторы, определяющие тип государства.