Факторы размещения отраслей промышленности

Воздействие принципов рационального размещения промышленности на конкретный процесс размещения осуществляется через ряд факторов. Факторы размещения производительных сил - это совокупность условий для выбора наиболее рационального размещения хозяйственного объекта, группы хозяйственных объектов, отраслевых или территориальных структур хозяйства экономических районов. Их можно подразделить на четыре группы: природно-экономические, технико-экономические, экономико-политические факторы, обеспеченность районов транспортными средствами и их технический уровень.

К группе природно-экономических факторов относятся сырьевой фактор, географическая среда, трудовые ресурсы, плотность потребления.

1) Учет сырьевого фактора требует глубокого изучения запасов, качества и экономики использования сырьевых, топливных и энергетических ресурсов каждого района. По характеру влияния сырьевого фактора все отрасли промышленности подразделяются на добывающие и обрабатывающие. В отличие от добывающей промышленности влияние сырьевого фактора на размещение обрабатывающей промышленности зависит от роли в экономике каждой отрасли предметов труда, а также от потребительских свойств продукции.

2) Значительное влияние на размещение промышленности оказывает географическая среда, т.е. климатические условия, гидрологический режим рек, рельеф территории. Климатические условия оказывают влияние на размещение промышленных предприятий в связи с неодинаковыми условиями труда и жизни человека в разных районах. В районах с неблагоприятными климатическими условиями будут выше затраты на воспроизводство рабочей силы, капитальные вложения при строительстве предприятий и издержки по их эксплуатации.

3) На размещение промышленности огромное влияние оказывает распределение по стране трудовых ресурсов. Фактор рабочей силы имеет значение буквально для всех отраслей промышленности, но его влияние сокращается по мере снижения трудоемкости производства. Чем больше трудоемкость производства и доля заработной платы в себестоимости продукции, тем сильнее зависимость размещения производства от географии трудовых ресурсов и наоборот. При этом следует учитывать структуру и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных регионах страны.

4) Плотность потребления, которая характеризуется размерами спроса населения на ту или иную продукцию, действует в направлении, противоположном сырьевому фактору. К районам и центрам потребления тяготеют обычно те отрасли, которые заняты обслуживанием населения или производят малотранспортабельную и скоропортящуюся продукцию. Роль потребительского фактора часто усиливается фактором трудовых ресурсов, поскольку места сосредоточения населения одновременно не только источники рабочей силы, но и потребители значительного количества промышленной продукции.

Технико-экономические факторы размещения промышленности представлены научно-техническим прогрессом и рациональными формами организации производства.

Научно-технический прогресс дает возможность размещения производительных сил по всей территории страны вне зависимости от природных и климатических особенностей районов. Научно-технический прогресс представлен такими направлениями как электрификация, комплексная механизация и автоматизация, химизация и совершенствование технологических процессов.

Широкое развитие электрификации, создание единой энергетической системы России и передача электроэнергии на дальние расстояния позволили вовлечь в оборот ресурсы районов, которые лишены запасов топлива и гидроэнергии. Комплексная механизация и автоматизация оказывают большое влияние на размещение трудоемких отраслей промышленности: они позволяют организовать производство в районах, не располагающих достаточным количеством населения, но имеющих природные ресурсы и условия, позволяющие получить дешевую продукцию. Химизация расширяет сырьевую базу многих производств и позволяет осуществлять более равномерное размещение промышленности по территории страны.

В тесной связи с научно-техническим прогрессом находится общественная организация производства, которая выступает в таких формах, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация производства оказывает влияние на размещение прежде всего из-за необходимости иметь для крупных предприятий мощные сырьевые и топливно-энергетические базы, широкий круг поставщиков и потребителей. Для крупных предприятий значительно усложняется выбор пунктов их размещения и промышленных площадок, мероприятий по созданию инфраструктуры и т.п.

Специализация производства, в зависимости от ее видов, оказывает различное влияние на размещение промышленности. Так, предметная специализация определенным образом локализирует промышленные предприятия.

Подеталъная специализация дает возможность ориентировать размещение материалоемких деталей и узлов на районы, где производятся сырье и материалы, трудоемкие детали — на районы сосредоточения рабочей силы, а оборку готовых изделий — на районы потребления.

Технологическая специализация влияет на ослабление зависимости обрабатывающих отраслей промышленности от сырьевых баз.

Кооперирование действует в направлении, противоположном специализации. Если специализация приводит к территориальному расчленению единого производственного процесса, т.е. вызывает дифференциацию производства, то кооперирование, наоборот, вызывает появление определенных сочетаний разных по профилю предприятий в рамках одной и той же территории, способствует интеграции производства.

При комбинировании многие виды отходов становятся ценным исходным сырьем для разнообразных отраслей промышленности, что позволяет размещать различные производства в районах, где для последних отсутствуют природные сырьевые ресурсы.

Эк ономико-политические факторы размещения промышленности проявляются в выравнивании уровней экономического развития национальных республик и районов в международном разделении труда.

Определенное влияние на размещение различных отраслей промышленности оказывает транспорт. Например, в отраслях черной металлургии, цементной, кирпичной и других, где доля транспортных издержек составляет 35— 50% стоимости их продукции у потребителя, транспорт имеет решающее значение. Возможность сокращения затрат на транспортировку играет большую роль в повышении экономической эффективности территориальной организации этих отраслей.

В машиностроительной отрасли, например, доля транспортных издержек составляет 3-5%, и здесь этот фактор не играет существенной роли. Однако даже для этих отраслей сокращение транспортных затрат, достигающих значительных размеров, имеет немалое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: