Организация и методика налоговых расследований в условиях ММРО ГУ МВД России по Челябинской области

С 1 марта 2011 г. сотрудники отдела УЭБиПК осуществляют деятельность по расследованию налоговых преступлений УЭБиПК на основании п. 4 ст. 13 Закона РФ «О полиции».

Сотрудники полиции могут участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов, такое правило закреплено в п.1 ст.36 НК РФ, пп.28. п.1 ст.13 Закона «О полиции».

Сотрудники отдела принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Сотрудники отдела участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Федеральным законом "О полиции", Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009. Проверки, осуществляемые органами внутренних дел, имеют своей целью выявление, пресечение и документирование фактов преступного неисполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производится истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Еще одной особенностью совместных проверок является то, что при их проведении сотрудники ОВД вправе пользоваться всеми средствами и методами проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, которые предоставлены им Закона N 3-ФЗ и Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". В том числе в необходимых случаях они вправе применять силу.

При самостоятельном выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы полиции в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

В ходе взаимодействия руководители обеих служб должны обмениваться информацией по вопросам, касающимся форм и методов уклонения налогоплательщиков от налогообложения, фактов коррупции и других правонарушений, а также аналитической информацией по результатам проверок и методическими рекомендациями по общим проблемам деятельности. В случае необходимости они проводят совместные служебные расследования по фактам чрезвычайных происшествий, конфликтных и экстремальных ситуаций в сфере налогообложения.

Если выездная налоговая проверка проводилась органов полиции, то налоговые органы, проводившие проверку, составляют акт, где указывают сумму доначислений с пенями и штрафами, если сумма доначислений превышает 2 000 000 рублей – для юридических лиц, 500 000 рублей – для физических лиц, то дело направляется в следственный комитет. Следственный комитет в свою очередь направляет оперативное поручение на проведение следственных мероприятий в отдел.

После получения направления следственного комитета оперуполномоченные отдела составляют план первоначального этапа расследования. Уяснив, посредством, каких следственных действий и оперативных мероприятий оптимальнее решить предстоящие задачи, сотрудники приступают к планированию расследования. Почти всегда им необходима экономическая оценка финансовых результатов незаконных хозяйственных операций, приведших к занижению налоговых платежей. Такую оценку может дать налоговый инспектор, проводивший выездную или камеральную проверку.

При обнаружении фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов, нужно выдвинуть рабочие версии, объясняющие его возможный механизм. Тогда вся относящаяся к делу информация и бухгалтерская документация будут рассматриваться в определенных ракурсах. Даже версия, не подтвердившаяся при проверке, может стать отправной точкой для новых, более обоснованных предположений. Их выдвижение и проверка зависят от опыта и профессиональной подготовки сотрудников.

Для начала расследования характерны такие следственные ситуации. Первая ситуация. Исходные данные о налоговом преступлении получены оперативно-розыскным путем в результате гласных и негласных мероприятий. Их источниками могут быть: сообщения негласных сотрудников органов налоговой полиции, таможни и ФСБ; оперативное наблюдение за процессами производства, перевозки, и сбыта сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; негласный осмотр помещений, транспортных средств и бухгалтерской документации; беседы с осведомленными лицами; консультации со специалистами по результатам оперативно-розыскных мероприятий и бесед; получение образцов для сравнительного исследования; предварительный анализ документов, продукции, сырья; использование сведений из криминалистических и специализированных банков данных.

Вторая ситуация. Исходные сведения о налоговом преступлении получены из открытых, официальных источников (например, из материалов ФНС, актов КРУ Минфина, заключений аудиторских служб и др.). Тогда типичными проверочными действиями будут: инвентаризации и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации; аудиторские проверки; осмотры помещений и документов; контрольные закупки для получения образцов сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; допросы должностных и материально-ответственных лиц, осведомленных о налоговом преступлении.

На базе исходной информации выдвигаются такие общие версии:

1) налоговое преступление совершено при обстоятельствах, известных из имеющихся материалов;

2) налоговое преступление совершено организованной группой;

3) налогового преступления нет, но имеются признаки совершения иных уголовно-наказуемых деяний.

Типичные частные следственные версии, выдвигаемые в начале расследования:

1) о соучастниках налогового преступления и характере их взаимоотношений;

2) о способах сокрытия налогооблагаемой базы;

3) об источниках незаконного получения сырья и полуфабрикатов;

4) о путях реализации выпущенной продукции;

5) о способах получения налоговых льгот;

6) о криминальных связях подозреваемых, местах хранения средств, нажитых преступным путем, и др.

В ходе расследования налогового преступления в первую очередь устанавливаются следующие обстоятельства:

– является ли данное физическое лицо предпринимателем без образования юридического лица, а предприятие (организация) – юридическим лицом (т.е. прошло ли оно государственную регистрацию);

– обязано ли физическое лицо или предприятие (организация) уплачивать налоги;

– какие виды налогов и иных обязательных платежей обязано оно уплачивать;

– имеет ли предприятие право на льготы по уплате налогов;

– каков порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчетности на предприятии;

– с какого момента и какая финансово-хозяйственная деятельность осуществлялась налогоплательщиком;

– в течение, какого времени совершалось преступление (т.е. в течение какого времени осуществлялось внесение искаженных сведений в документы бухгалтерского учета и отчетность);

– кто осуществлял руководство предприятием в момент совершения налогового преступления, а также отвечал за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности;

– кто непосредственно совершил преступление, и кто являлся инициатором его совершения; – кем и при каких обстоятельствах были выявлены факты, сокрытия объектов налогообложения;

– какие законодательные и нормативные акты были нарушены;

– какие виды объектов налогообложения были сокрыты, в каком размере;

– каковы размеры налогов, неуплаченных с сокрытых объектов налогообложения, какова общая сумма неуплаченных налогов;

– какой способ сокрытия объектов налогообложения использовался;

– каковы мотивы совершения преступления.

В ходе дальнейшего расследования устанавливаются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность субъектов преступления, а также способствовавшие уклонению от уплаты налогов или страховых взносов, раскрыть другие преступления, сопутствовавшие искажениям в бухгалтерских документах доходов (выручки) или расходов либо сокрытию иных объектов налогообложения.

В рамках Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе следственных действий сотрудники проводят следующие оперативно-розыскные мероприятия:

Рисунок 2.5. - Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые сотрудниками ММРО УЭБиПК ГУ МВД России по Челябинской области.

Наиболее важные следственные действия на первоначальном этапе расследования – выемка документов, обыски и наложение ареста на имущество для обеспечения погашения налоговых обязательств физического лица или организаций. Следственный осмотр в рамках расследования в 70% случаев дает положительный результат.

При изъятии документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в присутствии понятых.

Местом производства выемки (обыска) могут быть не только помещения предприятий (организаций), в отношении должностных лиц которых производится расследование, или места жительства физических лиц, но и иные предприятия, финансовые организации, с которыми подозреваемые лица находились в хозяйственных или иных существенных для дела отношениях.

Следственный осмотр документов включает в себя осмотр и анализ содержания:

1) регистрационных документов (заявление, учредительный договор, устав, протокол общего собрания, свидетельство о регистрации), из которых можно почерпнуть сведения об учредителях предприятия, размере его уставного капитала, дате и месте регистрации, юридическом адресе и др.;

2) приказов и распоряжений, содержащих сведения о назначении на должность директора и главного (старшего) бухгалтера организации, о приеме и увольнении ее сотрудников, их численности, командировках, болезнях и пр.;

3) договоров, регулирующих производственно-хозяйственные сделки и отражающих их предмет, сроки, суммы, ответственность за нарушение обязательств;

4) форм отчетности и расчетов налогов, представленных в налоговый орган (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, расчеты по налогам на прибыль и НДС, справки об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности), аккумулирующих данные об использованных приемах преступного искажения отчетности;

5) документов синтетического учета (главная книга, журналы-ордера, оборотные ведомости, сверки расчетов и др.), содержащих сведения об учтенных операциях с денежными средствами;

6) документов учета операций по расчетному счету (заявление об открытии счета; карточка с образцами подписей лиц, имеющих право визировать денежные документы, и оттисками печати; платежные требования и инкассовые поручения; извещения о сумме причитающегося к уплате налога; выписки из банка о расчетах; реестры счетов и банковские авизо), отражающих операции, проведенные по расчетному счету, источники денежных средств и понесенные расходы;

7) первичной документации кассовых операций (приходные и расходные кассовые ордера, журнал их регистрации, платежные ведомости, кассовая книга), содержащей сведения о движении наличных денежных средств, их источниках и расходовании;

8) документов учета расчетов с подотчетными лицами, содержащих информацию о правильности расходования наличных денег, выданных в подотчет;

9) документов по учету заработной платы (лицевые счета рабочих и служащих, расчетно-платежные ведомости), содержащих данные о начисленной заработной плате, лицах, ее получивших, численности работников предприятия;

10) документов по учету основных средств (инвентарные карточки и ведомости учета этих средств, акты их списания), содержащих информацию о наличии и движении основных средств;

11) документов по учету материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, содержащих данные об их движении;

12) документов по учету затрат на производство (ведомости учета и калькуляции себестоимости), аккумулирующих сведения о перечне затрат предприятия, отнесенных на себестоимость продукции (работ, услуг);

13) документов по учету готовой продукции (книга и карточки складского учета, счета-фактуры), отражающих сведения о наличии и движении готовой продукции;

14) носителей оперативного хозяйственного учета (книги, тетради, журналы, дискеты, записные книжки и др.), содержащих сведения о фактических операциях с денежными средствами (особо полезны при отсутствии надлежащего бухгалтерского учета).

Изъятые документы передаются в отдел ревизоров, который проводит подробный анализ материалов. На данный момент нет четкой инструкции (порядок, предельные сроки) по проведению исследования документов специалистами-ревизорами. Но есть общеизвестные нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Так, в п. 1 ст. 144 УПК РФ установлен срок 3 суток со дня получения сообщения о преступлении, а в п. 3 данной статьи срок может быть продлен до 10 или 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий. Таким образом, исследование документов может длиться от 3 до 10, 30 суток. Необходимо отметить, что в исключительных случаях, когда проверяется очень крупное предприятие или необходимо провести много встречных проверок в далеко расположенных организациях срок проверки может быть продлен органами прокуратуры до полугода.

При анализе первичных документов, учетных регистров, отчетной документации, особое внимание уделяется на дописки, подчистки, исправления, травление, а также на интеллектуальный подлог, полное или частичное отсутствие бухгалтерских документов и учета в целом, ведение «двойной» бухгалтерии. При этом ревизор проверяет, за какой отчетный период они представлены, даты их отправки в ИФНС и получения адресатом, какие искаженные данные об объектах налогообложения они содержат, кем эти документы составлены и подписаны.

На основе полученных данных составляется справка о проведенном исследовании документов, в которой определяются основные вопросы квалификации деяния, направления проведения дальнейших действий или вывод о целесообразности их проведения. Данная справка является внутренним документом полиции и в дальнейшем может составлять основу акта проверки организации или физического лица.

Полученные и изученные документы позволяют перейти к допросам причастных к делу лиц и проверке их доводов относительно интерпретации события налогового правонарушения.

В ходе допросов необходимо выяснить:

1) факты внесения в бухгалтерские документы искаженных данных об объектах налогообложения;

2) размеры сокрытия этих объектов;

3) кем составлены бухгалтерские регистры и первичные учетные документы и почему в них отражены искаженные данные о налогооблагаемых объектах;

4) правильность применения налоговым инспектором ставки налога;

5) сумма налогового платежа, причитающегося с сокрытых объектов;

6) наличие у допрашиваемых аргументов против выводов налогового инспектора;

7) обжаловались ли выводы проверяющего в арбитражный суд, каковы результаты рассмотрения дела;

8) сроки представления бухгалтерской отчетности и расчетов по налогам в ИФНС;

9) сроки перечисления налогов в бюджет;

10) кем составлены и подписаны документы бухгалтерской отчетности и расчеты по налогам;

11) умысел на сокрытие объектов налогообложения и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов и др.

Лица, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность организации (налоговый инспектор, ревизор, аудитор и др.), знают подробности проведения проверок и полученных результатов. Граждане, не работающие в организации, но располагающие сведениями о совершении налогового преступления (родственники, знакомые, соседи, бывшие сотрудники), могут сообщить различные сведения, начиная от характеризующих налоговых преступников и заканчивая особенностями способов уклонения от налоговых платежей.

После проведения каждого оперативно-розыскного мероприятия составляется протокол в присутствии понятых. Протокол составляется в двух экземплярах. В нем фиксируются данные о проверяющих и проверяемых лицах (фамилии, имена, отчества лиц проводивших оперативно-розыскные мероприятия, представителей организации или физического лица, полное и сокращенное наименование организации, место нахождения организации, место жительства физического лица и т.д.). Фиксируются все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений. Обязательному отражению в описательной части подлежат сущность правонарушения, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности, к которому относится данное правонарушение, должностные лица, причастные к совершению вышеуказанного правонарушения, ссылки на первичные документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения, а также факты непредставления каких-либо документов (предметов, материалов).

Первый экземпляр протокола вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются на хранении в отделе. Второй экземпляр протокола вручается представителю организации или физическому лицу (его представителю) под расписку.

По результатам проведенных мероприятий проверки организации или физического лица принимается одно из следующих решений:

- о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ;

- о направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ;

- о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

- о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

- о передаче материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;

- о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства РФ.

Итоговыми документами в зависимости от вида принятого решения могут быть: постановление о возбуждении уголовного дела; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; документы о передаче дела по подследственности; документы о направлении материалов следователю или прокурору; протокол об административном правонарушении с необходимыми материалами; сопроводительное письмо о направлении материалов проверки по подведомственности (в том числе в налоговые органы); письмо (уведомление) лицу, в отношении которого проводилась проверка, об отсутствии в его действиях нарушения законодательства.

Краткая схема проведения расследования налоговых преступлений представлена на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6. Порядок проведения налогового расследования в ММРО УЭБиПК ГУ МВД России по Челябинской области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: