Распространение христианства среди славян

Час.

Рекомендуемая литература:

Ø Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. - Кн.I. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – с.165-195.

Ø Русская Православная Церковь: Очерки истории, IX-XIXвв. Вып. 1. – М.: Издание МП, 1988.

Ø Тальберг Н. История Русской Церкви. – Ч.1. - Репринт. – Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.- с.7-14.

История нашей церкви насчитывает уже более 1000 лет (с 988г.). Господь является Творцом времени, перед Его Лицем «тысяча лет, как один день и один день, как тысяча лет». Праотец Давид в псалме говорит: «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс.89,5).

Преподобный Нестор Летописец начиная свою «Повесть временных лет» отвечает на очень важный вопрос, – откуда пошла, где начало русской земли, русского народа? Со времен Ноя и разделения земли между тремя его сыновьями – Симом, Хамом и Иафетом, и далее после рассеяния народов по лицу всей земли, последовавшего после Вавилонского столпотворения, пр. Нестор выводит «русскую землю» из племени Иафета.

«Перед нами последовательное, ясное логичное повествование, выражающее уверенность в органическом единстве человечества. «Русская земля» предстает, как бы одной из живых ветвей древа человеческого рода. Она не противопоставляется другим «ветвям», не выделяется, не превозносится»[1].

«Не всякому народу, - пишет академик Д.С. Лихачев, - досталось на долю, такая способность подняться над узостью национализма в своем высоком патриотическом сознании… Русь не была отгорожена Китайской стеной ни от южных, ни от западных, ни от восточных соседей. Это была мировая и мирная держава, не опасавшаяся своего поглощения соседними культурами… Именно это широкое сознание себя «народом среди народов» было свойственно и всем лучшим произведениям древнерусской литературы»[2].

Пр. Нестор показывает происхождение всех народов из одного корня. Правда, он начинает с Ноя, но верующему человеку ясно, что род Ноя восходит к первозданному Адаму. Нестор отчетливо свидетельствует единство всех людей в Адаме «ветхом». Тем паче это важно усвоить нам, изучающим историю народа, призванного уже через «нового Адама» – Христа. Ведь, Церковь – это народ Божий и наш предмет есть земная история этого народа.

В I веке, во время своего третьего миссионерского путешествия апостол Павел проходил Македонию (Деяния. 20, 1-2) и соседний с ней Иллирик, преподавая верующим обильные наставления (Рим.15,19). Позднее эти области были полностью заселены славянами. Но и во времена апостола «языков», славяне там уже были, так что какая-то, пусть небольшая часть юго-западного славянского мира услышала проповедь Павла. Как известно из жития святого Андроника, апостола от 70-и, он был рукоположен апостолом Павлом во епископа Паннонии – области, лежащей к северу от Македонии и Иллирика. Там тоже было не мало славян, а с VI века вся Паннония стала славянской. Это дало основание нашему летописцу утверждать: «учитель славянскому народу – апостол Андроник. До моравов же доходил и апостол Павел и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян – апостол Павел, из тех же славян – и мы, Русь; поэтому и нам, Руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе из славян епископом и наместником Андроника»[3].

Таким образом, славяне издревле были знакомы с христианской верой, так что многие из них могли принимать крещение от духовенства существовавших тогда епархий Скифии и Сарматии, а также находившихся в пределах Греческой империи – Фракии, Македонии и Иллирика. Действительно славяне, выходцы из этих областей, нередко занимали важные должности в Константинополе.

Просветителями же славянского народа, бесспорно, являются святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, которые потрудились над переводом Св. Писания на славянский язык. Некоторый намек на то, что у славян был какой-то перевод библейских и богослужебных книг до Кирилла и Мефодия, дают слова черноризца Храбра. В паннонском житии св. Мефодия говорится: «Прежде убо словене не имяху книг, но чрътами и резями чьтяху и гадаху погани суще».

Происходя из города Солунь, где отец их Лев занимал важную военную должность, святые братья были равно обучены, как греческому, так и славянскому языку. Из двух братьев особо выделялся младший брат Константин (род. 827г.), после смерти отца в возрасте 15 лет он был приглашен в Константинополь и воспитывался вместе с будущим императором Михаилом III. Константин учился у выдающихся ученых, получил прекрасное по тому времени образование. В это же время он сближается с будущим знаменитым патриархом Фотием. Константин многое вынес из этого общения. Влияние Фотия сказалось и в дальнейшей жизни Константина. Некоторое время будущий святой проработал библиотекарем при храме святой Софии. Приняв рукоположение во священники, около 850г. и пробыв некоторое время в монастыре, он был вновь вызван в столицу и назначен преподавателем философии.

 
 

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Около 851 года Константин Философ был отправлен к сарацинам и вел прения с их мудрецами. Темой диспутов был догмат о Святой Троице и о воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Тогда же он имел возможность познакомиться с основами ислама и приобрел некоторые познания в арабском языке.

Старший брат Мефодий был назначен императором в Струмскую область Македонии воеводой. В течении десяти лет он исполнял эту должность, около 843г. Мефодий познав суету мирской жизни, решил удалиться в одну из монашеских обителей на горе Олимп. Вскоре к нему присоединился и младший брат Константин. Так они подвизались, подготавливаясь, по воле Божией к будущей просветительской деятельности. В 858г. к императору Михаилу явились послы от хазар. Хазары – племя урало-чудского происхождения, часть из них под влиянием соседей приняла ислам, в меньшей степени в их среду проникали иудаизм и христианство, большинство же оставалось язычниками. Некоторые из знатных хазар просили главу соседнего византийского государства прислать к ним проповедника, который смог бы состязаться с еврейскими и мусульманскими богословами о вере. В Константинополе была составлена специальная экспедиция. Возглавить эту миссию император поручил братьям Кириллу и Мефодию. По дороге, святые братья вынуждены были полгода прожить в греческом Херсонесе, в Крыму. В Крыму, как известно, была обширная караимская иудейская община. Готовясь к миссии среди хазар Константин изучал здесь иудаизм, еврейский язык, читал самарянские книги.

 
 

Святой Кирилл епископ

К этому же периоду времени относится чудесное обретение братьями Кириллом и Мефодием мощей святителя Климента третьего епископа Римского, сосланного в каменоломни и утопленного в Черном море около 100 года.

Три года длилась Хазарская миссия, которая прошла успешно, это время приходилось на время патриаршества святого Фотия.

В 862 году моравский князь Ростислав обратился к императору с просьбой прислать для его народа учителей, способных просвещать моравов на родном славянском языке. Моравия входила тогда в состав империи Карла Великого и по его просьбе немецкие епископы уже направили туда миссионеров. Князь Ростислав был посажен на престол внуком Карла Великого Людовиком Немецким. Однако князь сочувствовал национальным приоритетам в своем народе. Начало христианизации моравского народа следует отнести к первым десятилетиям IX века, однако массовая христианизация началась после 863 года, после прибытия в Моравию святых равноапостольных Константина и Мефодия.

 
 

Князь Ростислав Моравский

Около 874 года чешский князь Боривой и его женя Людмила приняли крещение от святого Мефодия. Несколько ранее крестился болгарский царь Борис с семьей и боярами. Проповедь святых первоучителей и их учеников простиралась на территории современных Чехии, Словакии и соседние страны. Есть свидетельства о том, что от Мефодия приняли крещение несколько польских князей. Правитель соседней Паннонии князь Коцел выучился славянской грамоте.

 
 

Славянская азбука

Святые братья создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык с греческого языка Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Усердно занимаясь миссионерством, Константин и Мефодий готовили кадры духовенства из местного населения и представляли своих моравских учеников Константинопольскому патриарху для рукоположения в священный сан

Это время ознаменовалось борьбой с влиянием западной пропаганды, которую активно поддерживали местные немецкие феодалы. Уже в первые годы своей деятельности, святые братья были обвинены в «ереси». Немецкий клир выдвинул обвинения перед Римским первосвященником, юрисдикции которого относилась Моравия. Чтобы опровергнуть клевету Константин и Мефодий были вынуждены направиться в Рим, чтобы изложить свое учение перед папой Николаем I (859-867гг.). Отстаивать право славян развивать свою духовную культуру на родном языке пришлось братьям перед представителями т.н. «триязычной ереси». В 866г. в Венеции состоялся диспут во время, которого, сторонникам преимущественного положения латинского, греческого и древнееврейского языков, пришлось услышать слова Константина Философа: «Не на всех ли равно светит солнце? Не на всех ли равно идет дождь Божий? Как же вы можете признавать достойными только три языка, а все иные народы обрекаете на глухоту и слепоту?!!». В Риме братьям, следующий папа Адрианом II (867-872гг.), устроил торжественную встречу, т.к. они везли с собой мощи святителя Климента, обретенные в Крыму.

 
 

Могила святого Кирилла в Риме

Оправдавшись по всем пунктам выдвигаемых обвинений, славянские равноапостолы получили благословение на продолжение своей миссионерской деятельности. Однако слабый здоровьем Константин, уже не смог вернуться к месту своих трудов. В Риме он занемог, принял схиму с именем Кирилл и вскоре скончался (+869г.), похоронен он в крипте базилики святого Климента. Святой Мефодий посвященный в сан архиепископа Моравии и Паннонии, поселился в Велеграде, где развил, вместе с учениками бурную просветительскую деятельность. Тем не менее, в 870г. баварские епископы, вопреки воле папы схватили Мефодия и бросили в тюрьму. Два с лишним года он томился в темнице. Архиепископа Моравского судили, тщательно скрывая от римского епископа, все сведения об этом судилище. Случайно узнав об аресте святого папа Иоанн VIII приказал освободить его из-под стражи. Мефодий продолжал свое служение до 880г, когда измученный интригами и с подорванным здоровьем вернулся на родину в Византию, где провел около трех лет. В 884г. он вернулся в Моравию, где продолжил работу над переводом Ветхого Завета. Скончался он в апреле 885г. Ученики же святого вскоре были изгнаны. «Климент, Наум и Ангелар бежали на юг - в Македонию, Болгарию и Сербию. Савва – в пределы нынешнего Закарпатья, а Горазд в Западную Русь, на Волынь и Киевщину»[4]. Несмотря на усилия немецкого и венгерского духовенства, которое в последствии возобладало на землях связанных с апостольской проповедью славянских просветителей, история свидетельствует о живучести предпринятого ими дела[5].

 
 

Святой Климент Охридский ученик святых братьев просветителей

Самым важным следствием перевода на славянский язык Слова Божия и богослужебных текстов, было то, что славянские народы получили письменность в то время, когда прочие народы Европы об этом еще даже не помышляли. В период с 863 по 866гг. были переведены с греческого на славянский Евангелие, Апостол, Псалтырь, Часослов и избранные церковные службы. Позже св. Мефодий с помощью двух учеников скорописцев перевел почти все ветхозаветные тексты. «Это тот минимальный объем текстов, на которых развивался церковнославянский язык. Богодуховное содержание этих текстов не подвержено тлетворному влиянию времени: они имеют такое же великое значение сегодня, какое имели много столетий назад. Стабильность содержания обусловила стабильность формы, устойчивость и стабильность норм церковнославянского языка»[6]. Священник Павел Флоренский назвал святого Кирилла «духовным учителем русского народа»[7]. И это утверждение действительно справедливо, т.к. вместе с развитием славянской письменности, формировалась духовная культура народов, имевших на всем протяжении славянского расселения общие корни и общее неразделенное пространство. Русский народ в процессе своего формирования вобрал в себя все лучшие духовные, религиозные и культурные достижения славянского мира.

Деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников позволила получить доступ к византийскому христианству, обладавшему в то время самой богатой и утонченной культурой, вобравшей в себя ценности и знания цивилизованного мира, начиная от античных времен. Использование миссионерами славянского языка, позволило славянским народам воспринять византийскую культуру и христианскую веру, как свою, в этой связи «характерно, что на Руси не возникло духовной и интеллектуальной элиты, которая говорила бы с народам на другом языке, как это имело место в тех странах, где утвердилась латынь»[8].


Контрольные вопросы

2. Деятельность учеников равноапостольного Мефодия по распространению христианства (использовать карту).

3. Расскажите о миссионерской деятельности братьев Кирилла и Мефодия (использовать карту).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: