Источники транспортного права

Источник права представляет собой форму закрепления (внешнего вы­ражения) правовых норм. Основным источником всякой отрасли права и транспортного права в частности в Российской правовой системе является нормативный правовой акт — официальный письменный документ, изданный правотворческим органом в пределах его компетен­ции и направленный на установление, отмену или изменение правовых норм, направленных на определенный круг лиц и рассчитанных на не­однократное применение.

Основным источником транспортного права России является транспортное законодательство.

Источником высшей силы является Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она является юридической базой транспортного законодательства.

Важнейшим источником транспортного права является Гражданский кодекс РФ, который закрепил основные положения по перевозкам, в том числе нормы, регулирующие договоры перевозки грузов, пассажиров, багажа, ответственность перевозчика, правила предъявления претензий и исков, отношения по транспортной экспедиции и др.

Специальное правовое регулирование транспортной деятельности регулируется в транспортных кодексах и уставах.

1. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ РФ (КВВТ) от 07.03.2001г. № 24-ФЗ

2. Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 30.04.1999г. № 81-ФЗ

3. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 года N 18-ФЗ

4. Воздушный кодекс РФ от 19.03.97г. № 60-ФЗ

5. Устав автомобильного транспорта РСФСР. Утв. постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969г. № 12

В развитие транспортных уставов и кодексов по каждому виду транспорта принимаются федеральные законы и соответствующие Правила перевозок.

Среди источников транспортного права важное место занимают указы Президента и подзаконные акты

К источникам транспортного права принадлежат и правовые обычаи. Правовые обычаи, хотя и не содержатся в нормативно-правовых актах, но санкционированы государством, т.е. государство придает им общеобязательное значение и гарантирует их выполнение принудительной силой. Такими правовыми обычаями, например, являются обычаи морских торговых портов. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность.

Другим источником транспортного права является нормативный договор. Так, например, Федеральным законом от 06.01.99г. Россия присоединилась к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, а Федеральным законом от 17.12.98г. - к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993г. В соответствии с Конституцией РФ (ст.15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Наиболее важными международно-правовыми актами в области транспортных перевозок являются:

Женевская конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) 1996г

Конвенция о железнодорожных перевозках грузов (МГК) 1980г.

Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956г

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944г.

Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929г с дополнительным протоколом

Брюссельская конвенция по унификации некоторых правил о коносаменте 1924г.

И ряд других.

Необходимо также учитывать постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и дают руководящие разъяснения судам по вопросам применения транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Действующее транспортное законодательство Россий­ской Федерации имеет определенные особенности:

транспортное законодательство РФ в значительной степени кодифицировано, по всем видам транспорта приняты транспортные уставы и кодексы, что придает определенную стабильность и правопреемственность в регулировании транспортных отношении;

- транспортное законодательство исходит из приоритетности интересов транспорта перед всеми другими участниками перевозочного процесса, учитывая его значение в обеспечении потребностей общества и высокую по сравнению с другими отраслями народного хозяйства степень риска при осуществлении перевозочного процесса;

- отсутствует единый основополагающий законодательный акт о транспорте, что, как нам представляется, отрицатель­но сказывается на регулировании отношений, общих для всех видов транспорта, в частности, по вопросам установ­ления единого порядка расследования транспортных про­исшествий, обеспечения эффективного механизма защиты землепользования транспортных организаций и др.;

- наличие в транспортном законодательстве множества ве­домственных нормативных актов (многие из которых устарели), излишней мелочной регламентация деятельности транспортных организаций, что затрудняет их работу, а по­рой противоречит интересам не только самих перевозчиков, но и клиентуры.

Таким образом, главная задача транспортного законода­тельства России - завершение создания нормативно-правовой базы транспортного комплекса страны, соответствующей ус­ловиям рынка, а также:

- обеспечение развития, как государственного, так и негосу­дарственного секторов транспорта и ограничения тем са­мым монополизма на транспорте;

- закрепление в нормативных актах приоритетности обеспе­чения безопасности транспортной деятельности;

- исключение дискриминации и создание равных условий как при допуске к транспортной деятельности, так и в даль­нейшем всем перевозчикам, упрощение процедуры лицен­зирования и оформления транспортных документов;

- создание эффективного государственного контроля транс­портной деятельности при избежании мелочной регламен­тации и опеки;

- принятие эффективных мер для искоренения коррупции в транспортной сфере на основе принципов вступившей в действие в 2006 году Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 г.

Более подробно источники права отдельных подотраслей рассмотрены в соответствующих разделах настоящего курса.

Глава 2. Управление транспортом. Российские органы управления и международные организации 2.1. Управление транспортным комплексом России

В условиях перехода от плановой к рыночной экономике меняются задачи и методы государственного управления транспортом страны.

Указом Президента РФ О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 15 марта 2005 года) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с этим указом:

- образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с функциями по контролю и надзору упраздненного Министерства путей сообщения Российской Федерации и а также функции по техническому надзору за спортивными судами упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту;

- образовано Федеральное агентство воздушного транспорта, получившее правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере воздушного транспорта;

- образовано Федеральное дорожное агентство, с правоприменительными функциями, функциями по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере дорожного хозяйства;

- образовано Федеральное агентство железнодорожного транспорта, с правоприменительными функциями, функциями по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере железнодорожного транспорта;

- образовано Федеральное агентство морского и речного транспорта, с правоприменительными функциями, функциями по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере морского и речного транспорта.

Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

Министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

- утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

- вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

- вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

- вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

- во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

- имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом.

Постановлением Правительство Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 398 Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта установлено, что:

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта обеспечивает;

а) организационно-методическое сопровождение и контроль деятельности капитанов портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;

б) при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на:

- органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта,

- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства,

- федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта,

- специально уполномоченный орган в области гражданской авиации и

- государственную речную судоходную инспекцию.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта она:

- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства;

- осуществляет в части, касающейся функций по контролю и надзору, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации в указанной сфере.

- осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. Осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

- о гражданской авиации;

- о торговом мореплавании;

- о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;

- о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль);

- о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;

- об организации, обеспечении и выполнении организациями гражданской авиации, морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

- об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;

2. осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:

- ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, выполняемый организациями гражданской авиации;

- перевозки морским транспортом пассажиров и грузов;

- перевозки внутренним водным транспортом пассажиров и грузов;

- перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

- перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

- погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожном транспорте;

- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;

- деятельность по ремонту воздушных судов;

- деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;

- деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

- перевозки грузов, пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;

- деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок;

- транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

- деятельность по обслуживанию воздушного движения;

- деятельность по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;

- авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;

- подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;

- деятельность общественных организаций в области авиации по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала для обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей;

- деятельность общественных организаций в области авиации по осуществлению контроля за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей;

3. проводит сертификацию:

- юридических и физических лиц, имеющих воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующих указанное воздушное судно для полетов;

- юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, и иных юридических лиц, обеспечивающих безопасность полетов воздушных судов, в том числе в части использования надлежащего бортового и наземного авиационного оборудования;

- юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности;

- образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;

4. выдает:

- лицензии и сертификаты, в том числе сертификаты (свидетельства) авиационного персонала, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их;

- разрешения на выполнение разовых полетов воздушных судов, если такие разрешения обусловлены особыми условиями эксплуатации воздушного судна и необходимы для обеспечения безопасности полета;

- иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия;

5. осуществляет в установленном порядке:

- принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок;

- весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля;

- ведение учета авиационных происшествий и инцидентов;

- признание сертификатов (свидетельств) иностранного государства, выданных лицу из числа авиационного персонала;

- регистрацию гражданских воздушных судов и организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, включая спортивные и прогулочные, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, ведение соответствующих реестров;

- организацию и проведение инспекции гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачу соответствующих документов;

- присвоение рейсам воздушных, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, а также поездам при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных;

- участие в работе по определению технического состояния (комиссованию) воздушных судов и других транспортных средств, объектов и оборудования, используемых для перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

- согласование разрешений на разовые полеты воздушных судов иностранных государств, связанные с перевозками глав государств и правительств, возглавляемых ими делегаций, министров иностранных дел и министров обороны, на разовые полеты государственных воздушных судов иностранных государств, а также на основе взаимности на транзитные полеты воздушных судов иностранных государств;

- оперативное руководство соответствующими функциональными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- проведение аттестации аварийно-спасательных служб и формирований в установленной сфере деятельности, согласование перечня организаций гражданской авиации, привлекаемых в установленном порядке к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ;

- согласование размещения линий связи и линий электропередачи, радиоизлучающих объектов, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, а также согласование строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей;

6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и относится к исключительной компетенции федерального центра.

Оперативное управление железнодорожными перевозками осуществляет ОАО «Российские железные дороги» в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ (с изменениями на 22 августа 2004 года)

Статья 6. этого Закона «Основы деятельности единого хозяйствующего субъекта» (ОАО «Российские железные дороги») устанавливает:

1. Единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности:

§ эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

§ перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в пригородном сообщении;

§ оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги;

§ строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

§ ремонт железнодорожного подвижного состава;

Постановлением Правительство Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 397 утверждено Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта. установлено, что: оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

2. осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

3. осуществляет:

- установление сроков ввода в действие графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте;

- выполнение в пределах своей компетенции функций компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом;

- составление перечней железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

- принятие решений об открытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

- принятие решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути;

- принятие решений о примыкании к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;

- определение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти морских и речных портов, автомобильных станций и аэропортов, участвующих в смешанном сообщении;

- принятие решений о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, с немедленным извещением об этом в установленном порядке Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

- установление сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

- пономерной учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров;

- доведение в установленном порядке до сведения организаций и пользователей услуг железнодорожного транспорта информации о решениях, принятых Агентством в установленной сфере деятельности;

- рассмотрение обращений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования по вопросам взаимодействия в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожных станций примыкания и выдачу заключений по ним;

4. организует:

- работу по сертификации и экспертов, а также по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

- выполнение работ по стандартизации и обеспечению единства измерений на железнодорожном транспорте;

- во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществление воинских и специальных железнодорожных перевозок;

- работу по расчетам с железнодорожными администрациями иностранных государств;

5. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

6. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

7. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

8. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

Федеральное агентство железнодорожного транспорта не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 утверждено Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, согласно которого Агентство:

- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта.

- осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

2. осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

3. организует:

- проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;

- мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания;

- проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, на трассах Северного морского пути и по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации;

- диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации;

- проведение работ по содержанию внутренних водных путей, в том числе судоходных гидротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования, а также по организации технологической связи организаций внутреннего водного транспорта;

- обучение и повышение квалификации специалистов в области морского и речного транспорта в соответствии с международными и российскими требованиями;

4. осуществляет:

- оформление и выдачу паспортов моряка (удостоверений личности моряка) членам экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- выдачу заключений по вопросам привлечения иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плавающих под государственным флагом Российской Федерации;

- установление категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений;

- выполнение функций головной организации, ответственной за создание и функционирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;

5. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

Федеральное агентство морского и речного транспорта не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396 утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, в соответствии с которым Агентство:

- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации.

- в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия авиационных властей в области гражданской авиации в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;

- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

организует:

- в установленном порядке проведение обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушного движения, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки (за исключением деятельности по обеспечению авиационной безопасности);

- использование части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов;

- обучение и повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечню должностей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международными стандартами;

осуществляет:

- аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации;

- согласование и подтверждение (одобрение) выполнения регулярных и нерегулярных полетов в случаях, предусмотренных международными соглашениями;

- подготовку заключений о целесообразности установления пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на аэродромах и в аэропортах;

- ведение Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственного реестра аэропортов Российской Федерации;

- обеспечение в установленном порядке участия организаций воздушного транспорта в перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 374 утверждено Положение о Федеральном дорожном агентстве, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Федеральное дорожное агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

организует:

- в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития федеральной сети автомобильных дорог, а также по регистрации соответствующих прав на них;

- в установленном порядке оформление и выдачу разрешений на международные перевозки пассажиров, багажа и грузов в соответствии с межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении;

- расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам;

- обеспечение соответствия состояния федеральных автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам;

- учет показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог и наличию на них объектов дорожного сервиса;

- информирование участников дорожного движения о наличии объектов сервиса и безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог, а также издание совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации атласа автомобильно-дорожной сети Российской Федерации;

- приемку в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом участков федеральных автомобильных дорог;

- подготовку предложений об осуществлении эксплуатации на платной основе автомобильных дорог;

- согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки и остановки;

осуществляет:

- определение маршрутов движения по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями;

- принятие мер по обустройству федеральных автомобильных дорог объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организацию их работы;

- введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам с целью обеспечения безопасности дорожного движения;

- определение целесообразности установления автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на федеральных автомобильных дорогах;

- мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения на участках федеральных автомобильных дорог при проведении работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта РФ в его компетенции находится принятие подзаконных нормативно- правовых актов, в частности:

- правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;

- правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;

-. формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации;

- правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, включая порядок нанесения государственных и регистрационных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда;

- условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам;

- формы бланков лицензий на соответствующий вид деятельности на автомобильном транспорте и лицензионных карточек на автотранспортные средства;

- акты об открытии и проведении реконструкции пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

- акты, устанавливающие формы бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, а также форму заявления о допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок;

- порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

- порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов;

- положение о расследовании капитанами морских портов аварийных случаев с судами;

-. порядок присвоения собственником названия судну внутреннего водного транспорта;

- форму и порядок ведения судовой роли, судового и машинного журнала, единой книги осмотра на судах внутреннего водного транспорта, а также правила ведения судовой роли, судового, машинного, санитарного журнала, журнала операций со сточными водами, журнала операций с мусором, журнала нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журнала нефтяных операций для нефтяных танкеров на морских судах, за исключением судов рыбопромыслового флота;

- правила (порядок) осуществления государственной регистрации в соответствующем государственном реестре морских судов и судов внутреннего водного транспорта и в установленных случаях - прав на них;

- положение о минимальном составе экипажа самоходных транспортных судов;

- условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна (за исключением судов рыбопромыслового флота);

- устав службы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта (за исключением судов рыбопромыслового флота);

- порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях;

- правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, за которыми должен осуществляться технический надзор, а также правила изготовления материалов и изделий для установки на судах;

- порядок осуществления контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки пожароопасных грузов, а также порядок осуществления проверки противопожарного состояния выходящих в море судов смешанного (река-море) плавания;

- положения о капитанах морских и речных портов;

- перечень речных портов, в которых капитаны портов осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в портах;

- порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в речном порту;

- положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним водным путям;

- перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке;

- положение о государственной администрации порта внутреннего водного транспорта;

- порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них на внутреннем водном транспорте;

- правила перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте;

- правила буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на внутреннем водном транспорте;

- правила пользования судами внутреннего водного транспорта, а также расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами;

- перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов;

- правила, устанавливающие условия, порядок выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, а также правила, устанавливающие условия, порядок выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами;

- правила регистрации прав на строящиеся суда в морских торговых портах;

- акты, устанавливающие классификацию, порядок расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транспорте;

- правила сертификации, правила процедуры и управления для проведения обязательной сертификации в системах сертификации на железнодорожном транспорте;

- порядок определения пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия;

- правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, порядок подачи железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования;

- тарифы на международные транзитные железнодорожные перевозки;

- порядок проектирования и строительства железнодорожных путей общего пользования;

- порядок строительства и реконструкции железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определения мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования;

- порядок примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования;

- правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути;

- особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов;

- порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов;

- порядок проведения технического обучения и повышения квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов;

- порядок и сроки проведения аттестации работников, ответственных за погрузку, размещение, крепление груза в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационных комиссий;

- порядок определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов;

- порядок нанесения знаков и кодов опасности, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;

- единые формы перевозочных документов на перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа;

- порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов;

- правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении;

- критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования;

- нормы и правила выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения, обязательные для федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от их организационно-правовой формы;

- порядок выявления существующих наименований географических объектов;

- нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: