Социальные права граждан в сфере пенсионного обеспечения входят в состав конституционного, административного, налогового, финансового, трудового права и права социального обеспечения.
Базовыми подотраслями права социального обеспечения выступают: пенсионное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание. Каждая из данных подотраслей имеет свой специфический набор правовых норм и регуляторов, свой предметный состав и различающийся спектр правоотношений.
Система пенсионного обеспечения, охватывающая всех нетрудоспособных граждан, вовлекает в свою орбиту на современном этапе чуть менее 30% населения. А думать о том, как заработать хорошую пенсию, должен каждый работающий гражданин России.
Согласно Конституции РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гражданину гарантируется также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.
|
|
Возможность реализации провозглашенных прав обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики.
Согласно Конституции РФ Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Нормы, прописанные в Конституции, являются нормами прямого действия.
Одним из важнейших институтов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение, которое решает основные проблемы граждан, утративших трудоспособность в связи со старостью и инвалидностью либо потерявших кормильца.
С 12 февраля 1993г. вводится в действие Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее Закон 1993г.). Уровень пенсионного обеспечения по этому Закону стал выше.
К 1 января 2002г. в России была проведена пенсионная реформа на основе Федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Суть накопительной пенсионной системы, введенной в России, состояла в том, что пенсионное обеспечение осуществляется только в пределах общей суммы уплаченных каждым гражданином (или за него) взносов, которая отражается на индивидуальном лицевом счете работника (сколько зачислено, столько и будет выплачено в пенсионный период жизни).
|
|
В России подоходный налог составляет 13% от заработной платы. Средства на базовую часть пенсии зачисляются в федеральный бюджет и составляют с 1 января 2005г. 6%, т. е. получается, что в федеральном бюджете аккумулируется 19% доходов населения, а до 1 января 2005г. их было 27% (13% + 14%). Средств на социальную защиту в прежнем объеме уже нет.
В 2009 году Правительство РФ предпринимало некоторые меры по увеличению размеров пенсий, однако рост инфляции практически сводит к нулю подобные усилия.
При изучении вопросов, касающихся пенсионного обеспечения, следует обязательно обратиться к положениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25«Онекоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в котором содержатся ответы на некоторые сложные вопросы пенсионного обеспечения.