Основной вопрос философии

В философии России советского периода и частично современного его этапа применялось положение, сформулированное еще Фридрихом Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Ф. Энгельс один из величайших теоретиков и практиков ХIX века, способствовавших предметному развитию многих областей знания: философии, политической экономии, истории, этики, военной науки).

Энгельс Фридрих 1820-1895 годы - мыслитель и крупный европейский общественно-политический деятель, один из основоположников материалистической философии. Родился в Рейнской провинции Пруссии в Бармене, в долине реки Вуппер, в семье текстильного фабриканта, человека весьма консервативного. Будучи ярым приверженцем религии, отец стремился воспитать детей в духе строгих нравственных правил. Он не дал сыну окончить гимназию и отправил в Бремен в Англию, чтобы сделать коммерсантом, где тот и работал в конторе на фабрике отца. В свободное время Фридрих занимался самообразованием: изучал историю, философию, литературу, лингвистику, иностранные языки. Знакомство с передовыми идеями своего времени, прежде всего, с работами младогегельянцев, помогло Энгельсу освободиться от религиозных воззрений, которые были ему внушены в семье. Его мировоззрение формировалось под воздействием прогрессивных идейных течений той эпохи – демократизма Л. Бёрне, философии Г. Гегеля, радикальных взглядов младогегельянцев, а также личного трудового опыта и собственных общественно-политических наблюдений. С 1839 г. он стал сотрудником прогрессивного журнала «Telegraph fur Deutschland» - органа радикальной литературной группы «Молодая Германия». Находясь в Париже в 1844 г., он крепко сдружился с К. Марксом и не оставлял его практически до самой смерти. Вместе с ним были написаны философские работы - «Тезисы о Фейербахе» (1845 г.), «Нищета философии» (1847 г.), а также политический «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.). Энгельс неоднократно участвовал лично в боевых революционных действиях, сражался на баррикадах. Являлся хорошим знатоком и в последствии теоретиком военного искусства. Он внес существенный вклад в становление и развитие ряда наук, в т.ч. материалистической философии. После смерти К. Маркса завершил его научный труд и опубликовал 2-й и 3-й тома «Капитала». К числу фундаментальных философских работ Ф. Энгельса относятся: «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно завещанию Фридриха Энгельса, его прах после кремации был развеян в водах залива на стыке проливов Ла-Манш и Па-де-Кале у городка Истборн, любимого места отдыха Энгельса в юго-восточной части Англии.

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на двух фундаментальных фактах человеческой жизни:

во-первых, существуют материальные (не зависимые от человека, не созданные им) явления и духовные, т.е. принадлежащие только человеку (сознание и воля, мышление);

во-вторых, каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого, соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.

«Двойственный» характер человеческой практики, «удвоение» человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного вопроса философии - вопроса об отношении духовного к материальному.

Основной вопрос философии в марксистской литературе традиционно делится на две стороны, которые выделял Ф. Энгельс:

первая - что является первичным, дух или природа;

вторая - познаваем ли мир.

Современная философия признает недостаточным рассмотрение двух сторон, указывая на необходимость вычленения в рамках основного вопроса проблем оценочного (аксиологического) и практического (праксиологического) отношения духовного к материальному. О чем уже говорилось ранее в аспекте отношения «универсум - человек».

По решению вопроса о первичности духовного и материального все философы разделяются на два лагеря - материалистов и идеалистов:

материалисты за первичное принимают материю;

идеалисты, наоборот, материальное считают продуктом духовного (идеи, сознание, воля, абсолютный дух, Бог…).

Примером иного подхода к выделению основного вопроса философии может служить позиция французского мыслителя А. Камю. Сосредоточив внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, он задает ключевой для себя вопрос: стоит ли жить? А. Камю заявляет: «Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов».

Камю Альбер (Camus) 1913-1960, французский писатель и философ-экзистенциалист. Участник движения сопротивления. В повести «Посторонний» (1942) тема абсурдности жизни раскрывается через поток сознания внутренне опустошенного героя. В романе-притче «Чума» (1947, с антифашистским, антитоталитаристским подтекстом), философских книгах «Миф и Сизифе» (1942), «Бунтующий человек» (1951), пьесе «Калигула» (1944) – поиски мировоззренческих опор в лишенном Бога и какого-либо смысла мире, иллюзорность безграничной личной свободы, стоическое, «без надежды на успех», противостояние абсурдному бытию. Лауреат Нобелевской премии (1957). Погиб в автомобильной катастрофе.

Близко к подходу А. Камю понимание основного вопроса философии русским философом Н.А. Бердяевым, для которого основная проблема - это проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения.

Бердяев Николай Александрович 1874-1948, религиозный философ. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1922 г. выслан из России. С 1925 г. во Франции, издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925-40). На рубеже 1900-х г.г. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, затем перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствует зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения, изданные во многих странах: «Смысл творчества» (1916). «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия неравенства» (1923), «Философия свободного духа» (1927-28), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949).

Однако в приведенных подходах размывается предмет философии, который мы обозначили через отношения человека и универсума. Ни сам человек, ни в целом универсум не являются предметом философского изучения (для этого есть частные науки - естественные, общественные и технические), а именно отношения раскрывают все богатство философского подхода и его универсальность.

В тоже время необходимо отметить, что философы, считающие философию наукой, так определяют ее предмет:

философия - это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления;

философия - наука о всеобщем в отношениях человека и мира;

философия - это наука о всеобщих началах сущего.

Отмеченный подход к ее предмету получил название онтологического.

Другой тип определений - антропологический. Так, русский философ-экзистенциалист Н.А. Бердяев определил философию как науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании.

В выведенном выше понимании предмета философии (Л. Зеленов) не игнорируется вся традиционная философская проблематика, а, напротив, находят свое точное место: во-первых, субстанция, атрибуты, потенциальное и актуальное, пространство и время, движение, взаимодействии…; во-вторых, материя, сознание, теория познания, учение об истине…; в-третьих, общественное бытие, общественное сознание, предметная деятельность… Здесь подход к предмету философского изучения всеобъемлющ и универсален.

Зеленов Лев Александрович 1933 г.р. - философ, мыслитель, публицист, доктор философских наук, профессор, академик, заведующий кафедрой. Основатель и научный руководитель Нижегородского философского клуба, учредитель и президент Общероссийской академии человековедения. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1956 г.). Л. Зеленовым разработана система философии и антропономии, теория дизайна и концепция различных видов деятельности. Он является автором многих учебников и учебных пособий, курсов лекций и монографий, научных и методических работ, статей и сборников по сущностным проблемам философии и философской практики. В диссертационном совете по философским специальностям (1992 г.) под председательством Л. Зеленова защищено около 100 докторских и кандидатских диссертаций.

§ 2. Проблемы философии, функции философии и типы мировоззрений.

Учебный курс философии предполагает предметное выделение философской проблематики, так как философия это не только особый тип мировоззрения, но и наука. Как любой науке философии присущи пять основных институальных признаков: свой предмет, свой метод, свой категориальный аппарат, свои законы, свои функции (прагматика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: