double arrow

Лекция № 8. Ислам и нетрадиционные религиозные культы

  1. Источники и основы вероучения ислама. Священный Коран и Сунна.
  2. Суннизм и шиизм – основные направления ислама. Секты ислама. Бахаи. Суфизм.
  3. Ислам в современном мире. Исламские государства. Ортодоксия и модернизм.
  4. Феномен новых религиозных объединений (неокультов). Международное общество Сознания Кришны. Вера Бахаи.
  5. Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические особенности.
  1. Источники и основы вероучения ислама. Священный Коран и Сунна.

Ислам (араб. букв, покорность) – вторая после христианства по количеству последователей и самая поздняя по времени возникновения мировая религия, ее последователи — мусульмане. Изначально ислам представлял собой религию арабских племен, населявших Аравийский полуостров. Ислам возник в VII в., в период распада древнего общества и подъема торговых культурных центров, и в течение последующих столетий распространился в странах Африки, Среднего Востока, Южной, Центральной, Юго-Восточной Азии. Самые крупнее мусульманские общины находятся в Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Индии. В 28 странах ислам принят в качестве государственной религии.

Основатель ислама Мухаммед — реальное историческое лицо, выходец их рода Бану-хашим племени курайш (курейшиты), родился в 570 г. в Мекке. В 610 г. в возрасте 40 лет он получил откровение на горе Хира во время 40-дневного поста и услышал слова небесного посланника архангела Джабраила. С этого момента Мухаммед начинает проповедь Корана, осуществляя тем самым формирование ислама как религии. Мухаммед с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 г. в Медину, где основывает первую мусульманскую общину.

В 630 г. Мухаммед утвердил новую религию в языческой Мекке. С этого времени начинается экспансия ислама, сопровождающаяся вытеснением языческих культов с арабских земель. Умер Мухаммед в 632 г.

Мухаммед явился основателем новой религии и нового государства; 20 объединенных им племен образовали фундамент Арабского халифата, а ислам стал основой племенного единства арабов. В результате завоевательных походов преемников Мухаммеда ислам распространился на территории трех континентов. Религиозные догматы этой религии во многом предопределили культурное своеобразие мусульманского мира.

Различные направления и секты ислама объединяет вера в единого и единственного Бога и строгое следование религиозным практикам. Основополагающая идея этого вероучения — подчинение жизни человека воле Бога (Аллаха), которая явлена в Священном Писании (Коране), открытом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила). Бог ислама — тот же, что и Бог иудаизма и христианства. Мухаммед считается последним из нескольких пророков (в число которых традиционно включаются некоторые ветхозаветные пророки и Христос), посланных Аллахом, чтобы восстановить во всей чистоте его учение, искаженное иудеями и христианами. Именно поэтому жизнь Мухаммеда в рамках вероучения ислама наделяется особым смыслом и значением.

Священное Писание ислама – Коран (араб, букв. чтение); это слова Аллаха, открытые Мухаммеду в период с 610 по 632 г. Коран содержит 114 сур (глав), в которых более 6 тыс. стихов. Суры Корана имеют различную длину и подразделяются на две части: суры, открытые в Мекке, с содержанием этического, духовного плана, включая повествование о Судном дне; суры, открытые в Медине, затрагивающие вопросы общественного характера и описывающие политико-моральные принципы мусульманской общины (уммы). Самые ранние списки Корана датируются VII—VIII в., официальный канон был создан в начале XX вв. в Каире. Традиционно Коран издается на арабском языке.

Коран считается материальным воплощением несотворенного и извечного небесного оригинала, признается его непогрешимость во всех вопросах; подражание его стилю расценивается как святотатство.

По своему объему Коран сопоставим с Новым Заветом. Его суры имеют неодинаковую длину (от 3 до 286 айятов); первая из них, фатиха (открывающая), является короткой молитвой, далее суры располагаются в порядке от более длинных (и в то же – время более поздних) к более коротким (и более ранним). Каждая сура имеет введение, в которое входит заголовок, обычно не связанный с содержанием; басмала (молитвенная формула «Во имя Бога, милосердного и сострадательного»); указание на место «явления» суры (Медина или Мекка); в ряде случаев – особое сочетание букв (цель этого приема до сих пор не ясна). Ранние суры написаны ритмической прозой, состоят из коротких предложений, выразительны и поэтичны по форме. Повествование, как правило, ведется от первого лица множественного числа (мы), это речь Бога. Слова пророка предваряются приказанием: «Говори». Это призвано продемонстрировать, что Мухаммед высказывается лишь по божественному повелению. Повествование иногда нарушается своего рода диалогами, реплики которых отражают возражения противников Мухаммеда и его контрдоводы. В Коран включены истории о пророках и библейских персонажах, однако в них акцентируется не повествовательный, а дидактический аспект. Коран не производит впечатление цельного по исполнению, систематизированного сочинения.

Помимо Корана мусульмане почитают также писания пророков – предшественников Мухаммеда (Ибрахима, Мусы, Дау-да, Исы, т.е. Авраама, Моисея, Давида, Иисуса), отождествляемые с отдельными частями Ветхого и Нового заветов, однако эти книги играют второстепенную по сравнению с Кораном роль, более того, их почитание основано на том, что они упомянуты в Коране.

Священное Предание исламаСунна (араб, обычай, предание, а также путь). Сунну в совокупности составляют Сира (жизненный путь Мухаммеда, описанный до мельчайших подробностей) и хадисы — собственно предания о конкретных словах и делах Мухаммеда.

Иудейско-христианское повествование о падении Адама принято и в исламе, однако Коран утверждает, что Бог простил Адаму его непослушание, которое в исламе не расценивается как первородный грех. Человек был создан Богом вопреки протестам ангелов и признан венцом творения, несущим в себе истину и ответственность, недоступную прочим тварям. Природа подчинена человеку, а сам человек подчинен воле Бога, исполнение которой является задачей его жизни. Однако человек обладает гордыней, которая считается величайшим грехом, поскольку отрицает ограниченность человека, его зависимость, его подчиненное по отношению к Богу положение. Истинная вера, таким образом, состоит в признании божественного единства, а весь ислам — в подчинении божественной воле.

Концепция греха в исламе связывается с Сатаной. Сатана (Шайтан, Иблис) — падший ангел, который, будучи одержим гордыней, некогда не подчинился Богу и отказался признать Адама, за что и был низвергнут. Сатана подвигает людей на совершение греха, и конец его злодеяниям будет положен только в Судный день. Человеческий род склонен к непослушанию, к греху; те, кто отрицает божественную истину, именуются в Коране куффар (неблагодарные). Однако для человека всегда есть возможность прощения, и искреннее раскаяние способствует его возвращению в изначальное состояние безгрешности, в котором он появился на свет.

Вселенную отличает предустановленный Богом порядок, каждая вещь в ней имеет свое место и создана в соответствии со своим предназначением. В определенном смысле Вселенная автономна, так как все в мире развивается по своим собственным внутренним законам, однако она не самодостаточна и не суве-ренна, поскольку эти законы предписаны Богом и строго ограничены его замыслом. Именно идея ограниченности является системообразующей в космологии и теологии ислама. Лишь Бог мыслится как безграничный, суверенный и самодостаточный.

Эсхатологическое учение ислама основано на идее Судного дня, когда придет конец света, мертвые воскреснут и будут судимы по делам их. Грешники будут гореть в адском пламени, праведники — наслаждаться удовольствиями в раю. Ад и рай определяются и как духовное, и как физическое состояние: помимо «материального» огня, грешники будут снедаемы пламенем «в собственном сердце», праведные же приобщатся к божественным радостям. Заступничество Мухаммеда может спасти грешника от наказания. Судному дню будет предшествовать приход махди мессии и его царствие.

  1. Суннизм и шиизм – основные направления ислама. Секты ислама. Бахаи. Суфизм.

В исламе присутствуют различные направления, выделяемые в соответствии с концепцией государственной власти и философско-религиозными тенденциями.

1) Хариджиты (вышедшие, возмутившиеся) — самая ранняя из существовавших религиозно-политических группировок. Основные положения: выборность на основе личных качеств, возможность смещения недостойного правителя. Отстаивали общинный характер власти. Считали, что вера определяется поступками, поэтому совершивший великий грех не может считаться мусульманином.

2) Шииты (группа, партия) признают божественную природу власти, предопределенную в роду Али — власть должна сохраняться «в семье пророка»; в качестве направления выделились в VII в. Создали учение о 12 имамах — носителях божественной субстанции — и о «сокрытом имаме», который явится, чтобы восстановить истинную веру; развили культ мучеников. Шиитская Сунна включает только те хадисы, которые связаны с Али, а также особые писания — ахбары. Шиизм распространен в Иране и Ираке.

3) Суннизм — ортодоксальное направление ислама. В суннизме меньше сект, у него большее число последователей. Учение суннизма включает положения об отсутствии посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, отрицание особой природы Али и его потомков и права имамата; выборность халифов общиной (точнее, ее религиозно-политической верхушкой). Суннизм окончательно оформляется в X—XI вв.

4) В рамках ортодоксального ислама с XVIII в. развивается движение ваххабитов (по имени основоположника аль-Ваххаба), отвергающее новшества, появившиеся в исламе в процессе его исторического развития, и стремящееся воссоздать учение Мухаммеда в его первозданном облике. Ваххабиты осуждают культ пророков, святых, могил, видя в нем поклонение сотворенному; они вводят запрет на музыку, танцы, спиртные напитки, азартные игры. Ваххабизм распространился в Аравии и сопредельных регионах.

5) Мутазилиты (обособившиеся) — школа калама (мусульманской теологии), которая придерживалась рационалистического толкования Корана и Сунны, утверждала примат знания над верой, рассматривала добро и зло в качестве категорий человеческой деятельности. Свободомыслие мутазилитов проявилось в разработке учения о свободе воли человека, отрицании сверхъестественности божественных атрибутов; утверждении в качестве целей человека борьбы со злом и укрепления добра.

6) Мистико-аскетические течения в исламе представлены суфизмом (суф — грубая шерстяная ткань, власяница), возникшим в VIII—IX вв. и разработавшим методы богопознания на основе идеи единства всего Сущего в Боге и возможности постижения Бога путем растворения в Нем и безмерной любви к Нему. Суфии стремятся отыскать тайный смысл Корана; они принимают различные обеты, практикуют аскезу, отказ от собственности и социальной активности, основные черты их учения составляют мистическая любовь к Богу, теософия, откровение в качестве способа познания, особая этика, концепция избранников Бога. Суфии основывают особые монашеские братства во главе с шейхами; в рамках суфизма находят развитие философские идеи о единстве бытия; процветает поэзия. Со временем суфизм превратился в оплот консерватизма, в силу чего стал объектом критики со стороны реформаторов.

7) В новейшее время возникают движения бабидов и бахаитов. Они были основаны в XIX в. в Персии и имели своей целью сплочение человечества вокруг учений, оставленных пророками этих движений. Основателем бабизма является Сейид Али Мохаммед, принявший имя Баб («Врата», подразумевается его способность передавать волю пророка-освободителя, махди) и составивший книгу «Бейян». Основатель бахаизма — Мирза Хусейн Али, ученик Баба, получивший имя Баха-Улла («Блеск божий»); его учение записано им в «Священной книге». Согласно этому учению, Бог един, а пророки лишь реализуют его волю, ведя человечество к духовному совершенству.


  1. Ислам в современном мире. Исламские государства. Ортодоксия и модернизм.

Экспансия ислама осуществлялась как за счет завоеваний, так и за счет миссионерской деятельности. Отношение ислама с другими религиями ранее определялось двумя тенденциями: в рамках мусульманских государств последователи других конфессий обращались в мусульманство либо уничтожались, исключение делалось лишь для «народов книги» (христиане, иудеи), которые платили особый налог.

В XIX—XX вв. в исламе осуществляются реформаторские процессы, сводящиеся к адаптации к новым историческим условиям (так называемая «мусульманская Реформа»), пересмотру религиозных оснований светской жизни, судебно-правовой системы, шариата. Теологию реформистское движение практически не затронуло.

В современном исламе присутствуют фундаменталистские, традиционалистские и панисламские тенденции, базирующиеся на исламских ценностях. Происходит политизация вероучения, выразившаяся в концепции «исламского государства», которая подразумевает воплощение идей ислама во всех сферах государственной и религиозной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: