Качество информации можно определить как совокупность свойств, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей. На практике используют характеристики информации с точки зрения оценки ее потребителем (пользователем) на основе ряда показателей качества информации
Качество информации - обобщенная положительная характеристика информации,
отражающая степень ее полезности для пользователя.
Показатель качества - одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя). Для того, чтобы определить набор важнейших показателей качества, необходимо оценить информацию с точки зрения ее потребителя. Пусть, например, имеют место следующие ситуации по оцениванию информации:
часть информации соответствует его запросу, его требованиям и такую информацию
называют релевантной; а часть - нет, и ее называют нерелевантной;
вся информация релевантна, но ее недостаточно для нужд потребителя; если полученной информации достаточно, то такую информацию естественно назвать полной;
|
|
полученная информация несвоевременная (например, устарела); часть информации из признанной потребителем релевантной может оказаться недостоверной, т.е. содержащей скрытые ошибки; информация недоступна;
информация подвержена «нежелательному» использованию и изменению со стороны других потребителей; информация имеет неудобные для потребителя форму или объем.
Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следующие определения
свойств информации.
Релевантность - способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.
Полнота - свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс.
Своевременность - способность информации соответствовать нуждам потребителя
в нужный момент времени.
Достоверность - свойство информации не иметь скрытых ошибок.
Доступность - свойство информации, характеризующее возможность ее получения
данным потребителем.
Защищенность - свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.
Эргономичность - свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.
Адекватность - свойство информации однозначно соответствовать отображаемому
объекту или явлению.
Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.
Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество)
|
|
информации и ее внутренняя организация, структура.
По способу ее внутренней организации информацию делят на две группы:
данные или простой, логически неупорядоченный набор сведений;
логически упорядоченные, организованные наборы данных.
Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры
(структура данных).
Кроме того, необходимо выделить свойства информации, связанные с процессом ее
хранения. Здесь важнейшим является живучесть и уникальность.
Живучесть - способность информации сохранять свое качество с течением времени.
Уникальной называют информацию, хранящуюся в единственном экземпляре.
Таким образом, выше описаны достаточно общие подходы к оцениванию информации и определена база для классификации ее по видам.