Корпоративные сети - сети масштаба предприятия, корпорации.
Поскольку эти сети обычно используют коммуникационные возможности Интернета, территориальное размещение для них роли не играет.
Корпоративные сети относят к особой разновидности локальных сетей, имеющей значительную территорию охвата. Сейчас корпоративные сети весьма активно развиваются и их часто называют сетями Интранет (Интрасеть).
Сеть Интранет (Интрасеть) - это частная внутрифирменная или межфирменная
компьютерная сеть, обладающая расширенными возможностями благодаря использованию в ней технологий Интернета, имеющая доступ в сеть Интернет, но защищенная от доступа к своим ресурсам со стороны внешних пользователей.
Систему Интрасеть можно определить и как систему хранения, передачи, обработки и доступа к межфирменной и внутрифирменной информации с использованием средств локальных сетей и сети Интернет. Сеть Интранет представляет собой технологию управления корпоративными коммуникациями в отличии от Интернета, являющегося технологией глобальных коммуникаций.
Полнофункциональная сеть Интернет должна обеспечивать как минимум выполнение таких базовых сетевых технологий, как:
сетевое управление;
сетевой каталог, отражающий все остальные службы и ресурсы;
сетевая файловая система;
интегрированная передача сообщений (электронная почта, факс, телеконференции и т. д.);
работа в World Wide Web;
сетевая печать;
защита информации от несанкционированного доступа.
Сеть Интернет может быть изолирована от внешних пользователей Интернета с помощью средств сетевой защиты - брандмауэров. Программное обеспечение брандмауэров, располагающееся обычно на web-серверах или прокси-серверах, как минимум проверяет полномочия внешнего абонента и знание им пароля, тем самым обеспечивается защита от несанкционированного доступа к сети и получения из нее конфиденциальной информации. Информация же в сети Интернет и все ее услуги доступны всем пользователям корпоративной сети.
На современном высококонкурентном рынке получение доступа к новейшей информации становится важнейшим компонентом успеха в бизнесе. Поэтому сеть Интернет сейчас можно рассматривать как наиболее перспективную среду для реализации корпоративных приложений.
Процесс разработки корпоративных систем существенно упрощается, поскольку отпадает необходимость в разработке интеграционного проекта. Так, отдельные подразделения могут создавать собственные подсистемы, используя свои ЛВС, серверы, никак не связывая их с другими подразделениями. В случае необходимости, они могут подключаться в единую систему предприятия.
На клиентском компьютере должна иметься программа-браузер, осуществляющая доступ к объектам WWW и перевод HTML-файлов в видимое изображение. Эти файлы должны быть доступны вне зависимости от операционной среды пользователя.
Таким образом, серверные приложения должны создаваться инвариантными от клиентов и их разработка должна быть полностью нацелена на реализацию функциональных задач корпорации и наличие универсального клиента.
Современные системы управления крупными предприятиями прошли путь от строго централизованных до распределенных систем. Информационная технология, обеспечивающая поддержку распределенного управления, строилась на базе систем с архитектурой «клиент-сервер».
Распределенное управление сочеталось с распределенными коммуникациями, хотя и возникли серьезные проблемы в сфере управления распределенными базами данных (обеспечение целостности и непротиворечивости данных, синхронности актуализации, защиты от несанкционированного доступа), администрирования информационных и вычислительных ресурсов сети и т. д.
Построение систем управления на принципах Интранета позволяет сочетать лучшие качества централизованных систем хранения информации с распределенными коммуникациями.
Архитектура Интернета явилась естественным развитием информационных систем: от систем с централизованной архитектурой, через системы «клиент—сервер» к Интернету.
Вся информационная система находится на центральном компьютере. На рабочих местах находятся простейшие устройства доступа (навигаторы), предоставляющие возможность управления процессами в информационной системе. Все процессы осуществляются на центральной ЭВМ, с которой устройство доступа общается посредством простого протокола, путем передачи экранов и кодов нажатых клавиш на пульте. Основные достоинства систем
Интернет:
на сервере вырабатывается информация (а не данные) в форме, удобной для представления пользователю;
для обмена информацией между клиентом и сервером используется протокол открытого типа;
прикладная система сконцентрирована на сервере, на клиентах размещается только программа-навигатор;
облегчено централизованное управление серверной частью и рабочими местами;
унифицирован интерфейс, не зависящий от программного обеспечения, используемого пользователем (операционная система, СУБД и др.).
Важным преимуществом Интранета является открытость технологии. Существующее программное обеспечение, основанное на закрытых технологиях, когда решения разработаны одной фирмой для одного приложения, может быть, кажутся более функциональными и удобными, однако резко ограничивают возможности развития информационных систем. В настоящее время в системе Интранет широко используются открытые стандарты по следующим направлениям:
управление сетевыми ресурсами (SMTP, IMAP, MIME);
телеконференции (NNTP);
информационный сервис (НТРР, HTML);
справочная служба (LDAP);
программирование (Java).
Тенденции дальнейшего развития Интранета:
интеллектуальный сетевой поиск;
высокая интерактивность навигаторов за счет применения Java-технологии;
сетевые компьютеры;
превращение интерфейса навигатора в универсальный интерфейс с компьютером.
Интернет дает ощутимый экономический эффект в деятельности организации, что связано в первую очередь с резким улучшением качества потребления информации и ее прямым влиянием на производственный процесс. Для информационной системы организации ключевыми становятся понятия «публикация информации», «потребители информации», «представление информации».