Окислы азота являются вредной примесью в дымовых газах.
При сжигании топлив в топках котлов азот, содержащийся в воздухе и в топливе, становится реакционноспособным и, соединившись с кислородом, образует оксиды.
В топке содержатся следующие окислы азота:
NOx = NO + NO2
(а при низких температурах образуются: N2O; N2O3; N2O5)
Из них 95-99 % составляет оксид азота NO.
Окислы азота образуются за счет окисления азота, содержащегося в топливе и азота воздуха, поэтому они обнаруживаются в продуктах сгорания всех топлив.
Теория Семенова-Зельдовича – Франк-Каменецкого описала совокупность явлений, происходящих при окислении азота воздуха в топках котлов. Условием окисления азота воздуха является диссоциация молекулы кислорода воздуха под действием высоких температур с поглощением теплоты.
Атомарный кислород реагирует с молекулой азота, а образовавшийся в результате эндотермической реакции атомарный азот вступает в экзотермическую реакцию с молекулами кислорода
N2 + O2 → 2NO – 180 кДж/моль (4.1)
|
|
N2 + O → NO + N – 314 кДж/моль
О2 + N → NO + О + 134 кДж/моль
В результате реакции 4.1 в топочной камере образуется в основном оксид азота (≈90 %), остальную долю оксидов азота составляют диоксид азота. Образование диоксида азота за счет окислов требует значительного времени и происходит при более низких температурах. На выходе из дымовой трубы состав NOx практически не изменяется по сравнению с топочной камерой, и только в атмосфере происходит процесс его постепенного доокисления.
Общее количество оксидов азота определяется как сумма оксидов азота, образующихся при горении за счет окисления азота воздуха и окисления азота топлива.
Существует 3 источника образования оксида азота:
1) образование оксида азота при окислении азота воздуха в области высоких температур - термический;
2) окисление азота, входящего в состав топлива – топливный оксид азота;
3) образование «быстрых» оксидов азота в корне факела.
Относительно большее влияние топливных оксидов азота имеет место в котлах малой мощности, для которых температуры в ядре факела не высоки и образование «воздушных» оксидов азота по этой причине незначительно.
Факторы, влияющие на образование оксидов азота при сжигании различных видов топлив:
- температура пламени;
- концентрация кислорода в зоне горения;
- время пребывания продуктов горения в зоне высоких температур;
- содержание азота в топливе.
В свою очередь эти факторы зависят от коэффициента избытка воздуха, от конструкции горелочных устройств, от аэродинамических характеристик процесса горения, от размера и теплового напряжения топок, от условий теплообмена между газовыми потоками и поверхностями нагрева.
|
|
Увеличение времени пребывания в зоне горения приводит к росту образования NOx. Концентрация NO достигает максимального значения за зоной максимальных температур газово-воздушного факела.
Рисунок 4.5 - Зависимость доли топливного азота, переходящего в оксид азота от его содержания в топлива
Из рисунка видно, что при низком содержании топливного азота имеет место почти полная конверсия в оксид азота. По мере увеличения содержания азота в топливе до 1 – 1,5% конверсия уменьшается до 20-25% в зависимости от температуры и вида сжигаемого топлива.
Вывод: Чем меньше содержание топливного азота, тем более полно происходит переход в оксид азота.
Для любого случая сжигания топлив содержание термических оксидов азота тем ниже, чем меньше температура и концентрация кислорода в зоне реакции и чем короче время пребывания продуктов сгорания в высокотемпературной зоне.