воображение

Развиваем

Творческое

При подготовке ребёнка к школе очень важное значении имеет развитие воображения. Обучение в школе не будет успешным, если у ребёнка не достаточно развито воображение. К примеру, для того чтобы решить задачу по математике или физике, понять урок по биологии, усвоить главу из учебника истории, нужно уметь представить себе предмет или явление по описанию, т.е. воссоздать их в своём воображении. Многие психологи считают, что наилучший период для развития воображения у ребёнка наступает после пяти лет. Но воображение развивается не само собой, а требует определённых условий. Необходимо планировать, организовывать и направлять детскую игру, учить ребёнка проявлять в игре творческую инициативу. Взрослые должны помочь ребёнку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочинённые ребёнком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребёнку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие воображения. Я познакомлю вас с некоторыми из них. Упражнения подходят для детей от четырёх до семи лет. Для игр выбирайте такое время, когда вы никуда не спешите, ребёнок не устал и готов с охотой с вами поиграть. Следите за продолжительностью занятия: иссякшее внимание и интерес не дадут положительного результата.

* Зеркальное рисование. Упражнение заключается в том, чтобы ребёнок рисовал на листе бумаги двумя руками одновременно симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения гармонизируется работа головного мозга. Также в дополнение к этому упражнению можно рекомендовать выполнять привычные дела не только правой рукой, но и левой. Например, чистить зубы или размешивать сахар в чае.

* Семицветик. Это упражнение подходит для детей, которые уже умеют читать. Заранее напишите на бумаге названия цветов цветами, которые не соответствуют названиям. Например, слово жёлтый синим цветом, слово красный зелёным цветом и т. д. Задача ребёнка заключается в том, чтобы он называл названия цветов, которыми написаны слова (не читал написанное слово).

* «Словоассоциации». Назовите любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

-с хлебобулочными изделиями

-с созвучными словами: барон, бекон

-с рифмующимися словами: кулон, салон.

Задача заключается в том, чтобы создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме. Кстати в такую игру можно играть, что называется «на ходу». Гуляя с ребёнком можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи в асфальте, камушки на берегу и т.д.

* «Зарядка». Ребёнок показывает какую зарядку делают по утрам пожарники, космонавты (или кем он хочет стать в будущем).

* Полезно поиграть в такую игру. Найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и т.п. или какое-либо явление (например, вода: купаться, пить, варить, стирать и т.д.).

* «Кто я?» Эта игра заключается в том, чтобы взрослый жестами, мимикой, звуками и т.п. изображал что-то, а ребёнок отгадывал. Например: чайник, поезд, часы и т.д.

* «Невиданное животное». Попросите ребёнка нарисовать своё животное (цветок, дерево, рыбу и т.д.), никем не виданное. Пусть даст ему название.

* «Заколдованный замок». Предложите ребёнку побывать в заколдованном замке, в котором злой волшебник сделал так, что все предметы стали невидимыми, и совершить определённые действия с ними:

- поиграть с невидимым мячиком; побросать мячики друг другу;

- полистать невидимую книгу;

- полистать на невидимой скрипке;

- поднять невидимое тяжёлое ведро с водой, поставить его на скамейку

- взять невидимый стакан с водой, принести и поставить его на стол;

- примерить невидимую шляпу;

- съесть невидимый пирожок и т.д.

* «Бывает – не бывает». Придумайте какую-нибудь ситуацию и называя её, бросайте мяч ребёнку. Если ситуация правдоподобна, мяч нужно поймать, а если нет – то мяч ловить нельзя. Например, взрослый говорит: «В саду расцвела роза». Ситуация вполне может быть правдой, поэтому мяч поймать надо. А если фраза звучит так: «Компьютер разлил борщ», - то мяч не ловят. Поменяйтесь ролями, пусть теперь ребёнок кидает вам мяч и придумывает какую-нибудь ситуацию.

Можно предложить следующие высказывания:

Киска потерялась.

Собачка улетела на небо.

Воздушный шарик клеит аппликацию.

Мама испекла пирожки.

Медведи любят малину.

Телефон позвонил в дверь.

Картина прибила гвоздь.

Фотографии бывают цветными и т.д.

* «Художники». Представьте, что вы и ребёнок работаете художниками на кондитерской фабрике (или на заводе игрушек) и вам надо придумывать рисунки к обёрткам на конфетах или на коробках с игрушками. Нарисуйте обёртку для конфеты такой-то или упаковку для игрушки такой-то.

* «Буквы». На листе бумаги в углу напишите букву. Ребёнок должен нарисовать тот предмет, на который похожа буква (можно несколько предметов). Например, «Г» похожа на подъёмный кран, «О» - на спасательный круг, «Ш» - на грабли.

* «Рисуем с закрытыми глазами». Это очень весёлое и интересноеупражнение.Зявяжите ребёнку глаза платком или шарфом, дайте в руки карандаш, покажите, где бумага и попросите нарисовать что-то или кого-то. Например, человечка, бабочку, цветок или что-то ещё. Не подсказывайте и не направляйте ребёнка, он будет представлять образ и зарисовывать его.

Напоследок хочется сказать пару слов о столь модном в последнее время раннем развитии и постоянном обучении детей в дошкольном возрасте, как-то английский с двух лет или чтение по кубикам Зайцева с 1,5 лет и другие подобные занятия. К подготовке к школе это обучение имеет лишь косвенное отношение. Напротив, перегружая ребёнка учёбой в дошкольном возрасте, родители рискуют отбить у него охоту и желание учиться в школе. А вот любовь к учёбе необходимо закладывать в самом раннем детстве, удовлетворяя потребности малыша в познании окружающего мира. Очень важно прививать и развивать эту любовь. Так что, занимаясь с ребёнком, не переусердствуйте, чтобы учёба не утомила его ещё до школы, до начала настоящей учёбы с серьёзными нагрузками. Ребёнок должен хотеть идти учиться в школу. Готов к школе не тот ребёнок, который умеет считать, читать и писать, хотя это тоже важно. Но всё-таки, более готов к школе правильно воспитанный, физически развитый и, растущий в безусловной любви, ребёнок. Занимайтесь воспитанием ребёнка, поощряйте его физическую активность, любите без условий. И вы лучше самых лучших педагогов подготовите вашего ребёнка к школе. Успехов вам и вашим детям в творческой и учебной деятельностиJ

Анастасия Лапшина,

детский психолог, монтессори-педагог


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: