Журналистика, как вид культуры

Деятельность журналиста в любой сфере, и в сфере культуры в частности, возможна лишь при четком следовании определенной информационной политики. Многообразие проявлений журналистского творчества в сфере культуры, а также тот факт, что в современных условиях СМИ зачастую являются основным и единственным каналом инкультурации массовой аудитории, заставляют задуматься о необходимости выработки критериально выверенной информационной политики в сфере культуры.

Можно утверждать, что по мере развития информационной цивилизации и совершенствования каналов передачи массовой информации прежнее отношение к массовой культуре, как к однозначно негативному социальному феномену, может и должно смениться осознанным использованием ее механизмов для создания и трансляции высокой, истинной культуры в наиболее выдающихся ее формах. Фигурально выражаясь, речь идет о том, что истинная культура может и должна стать массовой. Но помимо тиражирования массовой культуры журналистика активно "участвует" в остальных культурных течениях.

Массовая культура в самом широком смысле - социальный феномен эпохи всеобщей грамотности и развития информационных технологий. Она включает образцы художественного творчества, специально подготовленные для самого широкого, "массового" потребления. Другая черта массовой культуры связана с пассивным процессом ее освоения, когда от потребителя требуется только включить тот или иной приемник (TV, радио, развернуть иллюстрированный журнал и так далее).

Общество должно научиться делать "высокую", "истинную" культуру – массовой: первый путь связан с поиском неких новых выразительных средств, новых методов раскрытия таланта автора того или иного художественного произведения с помощью средств, предлагаемых современными СМИ, и создание таких каналов передачи информации, по которым произведения высокой культуры смогут транслироваться на самую широкую публику без потери качества; второй путь - осознанное и целеустремленное создание таких художественных произведений, которые изначально предназначены для трансляции по ныне существующим каналам mass media.

Еще одна особенность современной культуры - всевозрастающую мобильность, когда на протяжении одной жизни может чередоваться несколько культурных эпох.

То есть нам необходимо определить:

- знакомит ли журналистика аудиторию с информацией на темы культуры;

- приводит ли такое знакомство к овладению некими новыми способами разрешения стоящих перед аудиторией проблем, к повышению культурного уровня аудитории;

- какую социальную среду (атмосферу) создает журналистика вокруг того или иного социального объекта с точки зрения создания условий для саморазвития данного объекта. Постоянный анализ по этой методике собственного творчества станет хорошим подспорьем для творческого роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: