Память. Память – это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении с последующим воспроизведением информации в живой

Память – это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении с последующим воспроизведением информации в живой системе.

В каждый данный момент времени животное и человек переходят из своего прошлого к новому, ранее неиспытанному состоянию, и их поведение в настоящем в значительной мере определяется совокупностью накопленного опыта в прошлом. Вот эту непрестанно нарастающую совокупность следов от пройденного, определяющую поведение в наступающем настоящем, и называют памятью. Таким образом, память как результат обучения заключается в таких изменениях в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенно влияют на характер протекания будущих рефлекторных реакций.

Классификация форм памяти.

I. В зависимости от генетического признака память бывает:

1. Врожденная (видовая, филогенетическая – безусловные рефлексы, иммунологическая).

2. Приобретенная (индивидуальная, онтогенетическая, психогенная).

II. От преобладания форм деятельности ЦНС:

1. Модально-специфические виды памяти (зрительная, вкусовая, слуховая,

двигательная и пр.). Мнестические процессы могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств. Уровень развития этих видов памяти связан с индивидуальными особенностями анализаторных систем.

2. Образная память. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфичесие сигналы. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа. Ее морфологической основой служат сложные нейрональные сети, звенья которых расположены в разных отделах мозга. Поэтому выпадение одного или нескольких звеньев не способно разрушить всю структуру образной памяти. Это дает образной памяти преимущества, как в эффективности процессов усвоения, хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации.

3. Эмоциональная память – связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоциональные воспоминания возникают, как при повторном воздействии раздражителя, так и без него. Эмоционально окрашенные впечатления фиксируются практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Также эмоциональная информация и воспроизводится. Этот вид памяти во многом схож с образной памятью, но иногда эмоциональная память более устойчива.

4. Словесно-логическая память (смысловая, семантическая). Это память на словесные сигналы или символы, обозначающие, как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Морфологической основой являются нейронные цепи, которые соединяются между собой только в отдельных звеньях, каждое из которых соединено с предшествующим и последующим. В результате выпадение даже одного звена (травма) ведет к нарушению последовательности хранимых событий и утрате большего или меньшего объема информации.

III. В зависимости от продолжительности:

1. Сенсорная (иконическая) память. Механизмом этого вида памяти является свойство последействия в периферических и центральных звеньях анализатора. Сенсорные сигналы автоматически сохраняются в течении 250-400 мсек. в сенсорной памяти (СП), где происходит их кодирование для передачи в кратковременную память (КВП) и выделение их наиболее существенных черт. Объем СП составляет 12-20 элементов. Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Накопленная информация может также активно «стираться» или вытесняться другой поступившей информацией. Передача информации из СП в более стойкую может происходить двумя путями. Один из них – вербальное кодирование сенсорных сигналов. Второй, невербальный путь, по-видимому, используется маленькими детьми и животными и служит для запоминания информации, которую трудно или невозможно выразить словами.

2. Кратковременная память (КВП, первичная память). КВП отвечает за временное хранение вербально кодированной информации. Емкость ее меньше, чем у СП и составляет 9 «+» или «-«2. Информация в КВП накапливается в порядке ее поступления, а забывание происходит в результате «вытеснения» старых сведений новыми. Поскольку обработка сигналов в мозгу происходит непрерывно, средняя длительность их пребывания в КВП невелика – до 12 секунд. Информация, не закодированная вербально в КВП не накапливается, а передается из СП во вторичную (ДВП). Передача информации в ДВП облегчается практикой, т.е. целенаправленным повторением и циркуляцией информации в КВП. В основе механизма КВП лежат электрофизиологические процессы образования временной связи (генерализация возбуждения, конвергенция, суммация, облегчение, реверберация, доминанта центра безусловного раздражителя).

3. Долговременная память (ДВП). Долговременную память условно делят на вторичную и третичную память (в зависимости от сроков хранения информации и скорости доступа к ней). Вторичная память характеризуется значительной емкостью и устойчивостью. Информация в ней накапливается в соответствии со своим «значением». Если информация из первичной памяти извлекается быстро, то из вторичной – медленно, т.к. поиск в крупном «хранилище» требует больше времени. Забывание на уровне вторичной памяти связано, по-видимому, в основном с влиянием на запоминание уже накопленной информации (проактивное ингибирование), или позднее поступающей (ретроактивное ингибирование). Вероятно, важнее проактивное ингибирование, т.к. объем ранее накопленной информации всегда больше (т.о., мы забываем потому, что много знаем).

Третичная память. Некоторые энграммы (например, наше собственное имя, умение читать и писать и пр.), закрепленные многолетней практикой никогда не исчезают. У таких энграмм также очень малое время доступа. Емкость – очень велика.

В основе ДВП лежат процессы фиксации – закрепления временной связи (ВС). Это биохимические процессы синтеза нуклеиновых кислот и специфических белков в нервных и глиальных клетках ВС. В фиксации ВС и ДВП также имеют значения структурные изменения. Это открытие новых синапсов на пути ВС, которые раньше были закрыты отростками глиальных клеток и служили в качестве резерва; а также разрастание аксошипикового хеморецепторного аппарата. Обнаружено, что при обучении и запоминании растет количество холинорецепторов и чувствительность корковых нейронов к ацетилхолину. А также, что серотонин ускоряет обучение на основе положительных эмоций, норадреналин – при действии отрицательных эмоций. Эндогенные опиатные пептиды (эндорфины и энкефалины) улучшают сохранение УР, замедляют их угасание и улучшают память. Гормоны вазопрессин улучшает консолидацию образовавшихся энграмм, а окситоцин – нарушает сохранение выработанных навыков.

Потребностно-мотивационная сфера человека.

В целостной поведенческой реакции потребности, мотивации и эмоции выступают в неразрывном единстве. Однако и содержательно и экспериментально их можно разделить, т.к. отражают активность хотя и тесно взаимодействующих, но специализированных отделов ЦНС, с одной стороны, и выполняют разные функции в обеспечении поведения – с другой.

Потребности – это форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Потребности побуждают организм к разным формам деятельности, необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности животных и человека очень разнообразны. Существуют разные подходы к их классификации, но большинство исследователей выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.

Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении. Биологические потребности свойственны, как животным, так и человеку. Но у человека, если исключить период новорожденности и глубокую патологию мозга, нет чисто биологических потребностей, т.к. их удовлетворение опосредовано влиянием социальной среды с самого раннего возраста.

Социальные потребности направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями социума. В качестве первоосновы выделяют следующие виды:

1. Потребность принадлежать к определенной социальной группе (если в качестве общности выступает племя, нация, этнос возникает комплекс потребностей, которые можно назвать этническими).

2. Потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы.

3. Потребность следовать поведенческим образцам, принятым в этой группе (потребность в идеологии, в т.ч. в религии).

Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. В эту группу включены:

1. Потребность в новизне. В ее основе лежит ориентировочно-исследовательская деятельность индивидуума, которая обеспечивает активное познание мира и своего места в нем, как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового. Иногда при описании потребностной сферы выделяют особый вид – информационная потребность, которая представляет собой не «сенсорный голод» как таковой, а потребность в разнообразной стимуляции.

2. Потребность в компетентности составляет основу для обучения. Это потребность в знаниях, умении.

3. Потребность преодоления сопротивления – возникает при наличии реального препятствия и детерминирована стремлением индивида преодолеть это препятствие. Эта потребность характеризует волю человека.

В ходе индивидуального развития потребности включаются в личностный контекст и становятся мотивами деятельности.

Мотивация – термин (лат.- motivatio) буквально означает «то, что вызывает движение». Т.е. в широком смысле мотивацию можно рассматривать как фактор (механизм), детерминирующий поведение.

Потребность, перерастая в мотивацию, активизирует ЦНС и другие системы организма. При этом она выступает как энергетический фактор, побуждающая организм к определенному поведению. Не стоит отождествлять мотивации и потребности. Потребности далеко не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения, в то же время без мотивационного возбуждения невозможно удовлетворение соответствующих потребностей. Особый вопрос заключается в том, каков механизм перерастания потребности в мотивацию. В отношении некоторых биологических потребностей (голод, жажда) этот механизм связан с принципом гомеостаза. В результате непрерывно идущих процессов обмена константы организма могут смещаться, что приводит к включению механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к норме. Однако внутренние возможности организма ограничены. В таком случае активизируются процессы, направленные на получение необходимых веществ извне. Именно этот момент можно рассматривать как возникновение потребности. По мере истощения внутренних ресурсов происходит нарастание потребности. По достижении какого-то порогового значения потребность приводит к развитию мотивационного возбуждения, которое должно привести к удовлетворению потребности за счет внешнего источника.

В отношении других потребностей есть основания полагать, что и здесь действует принцип «порогового значения».

Виды мотиваций. Наиболее распространенная классификация видов мотиваций предложена Н.Миллером (1960). Он выделяет низшие, или первичные мотивации, называя их также инстинктивными или висцеральными. Эти же состояния И.П.Павлов рассматривал как основные влечения и относил к ним голод, жажду, страх, половое чувство. К ним же могут быть отнесены и наиболее примитивные состояния, которые побуждают к актам мочеиспускания, дефекации и пр. Вторую группу мотиваций составляют высшие или вторичные мотивации, которые приобретаются в течение индивидуальной жизни и, хотя и строятся на основе генетически заданных потребностей, в значительной мере опираются на накопленный индивидуальный опыт. Сюда могут быть отнесены все виды мотиваций, которые возникают по законам условного рефлекса.

В силу многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая человека к различным, иногда взаимоисключающим стилям поведения. Поэтому нередко происходит своеобразная «борьба» мотиваций и выстраивание их иерархии. В формировании мотиваций и их иерархии лежит принцип доминанты, суть которого в том, что в каждый данный момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая или социальная потребность. Доминирующее мотивационное возбуждение сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена, вызвавшая ее потребность. При этом все другие раздражители только усиливают мотивацию, а все другие виды деятельности – подавляются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: