Концепции власти

Феномен власти многомерен и многообразен. Его изучению посвящено огромное количество работ, авторы которых принадлежали к различным научным направлениям и школам. В связи с этим в современной политологии существует множество теорий и концепций власти, каждая из которых по-своему интерпретирует её сущность.

Анализ многочисленных концепций власти позволяет свести всё их множество к двум основополагающим подходам: атрибутивно-субстанциональному и социологическому.

Сторонники первого подхода характеризуют власть как своего рода «атрибут», носителем которого выступает отдельный индивид. Власть выражается в локализованной энергии, заставляющей других повиноваться.

С позиций второго подхода власть трактуется не как «атрибут», а как социальное взаимодействие. Власть теряет «вещественные» свойства и понимается как сами отношения между людьми.

Рассмотрим концепции, составляющие атрибутивно-субстанциональный подход.

Теологическая концепция власти является одним из наиболее ранних объяснений сущности и природы власти. Наиболее рельефно данная концепция представлена в христианстве. Так, во «Втором послании апостола Павла Римлянам» (Новый Завет) говорится: «Всякая душа да будь покорна своим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти Богом установлены». В отечественной истории рьяным сторонником теологической трактовки власти был первый российский царь - Иван Грозный, утверждавший, что цари «вольны награждать своих холопов, вольны и казнить».

Таким образом, всякая власть трактуется, здесь, как сущность, имеющая божественное происхождение, а правитель, осуществляющий власть рассматривается как носитель и исполнитель божественной воли. Потребность во власти связана с «естественной греховностью» человека. И призвана, следовательно, быть её сдерживающим началом.

Представители биологической концепции власти рассматриваютеё как некий инстинкт, коренящейся в самой природе человека как биологического существа. Так, например, французский политолог М. Марсель указывал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животными». Сторонником данной точки зрения был и немецкий философ Ф. Ницше, утверждавший в своём знаменитом произведении «Воля к власти», что «все живущие стремятся к власти, к увеличению власти…вся движущая сила есть воля к власти…кроме неё, нет никакой физической, динамической или психической силы». Впоследствии ницшеанские «мотивы» легли в основу рассистской «теории» А. Гитлера о том, что волей и способностью к власти обладают исключительно представители арийской расы.

Близкой по смыслу к биологической является мифологическая концепция власти. Её автор, французский политолог Л. Дюги рассматривал власть как господство «сильных» людей над «слабыми». В основе власти связано с физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным, экономическим превосходством «сильных» над «слабыми». Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывали им свою волю и достигали желаемых целей. «Сильные» в конце концов, и сформировали класс правителей. Однако, для придания законности своей власти «сильные» создали и использовали мифы о божественном харакетере власти (теологическая концепция) и об «общественной воле» (теория общественного договора). Закрепившись в коллективной памяти и передаваясь из поколения в поколение данные мифы стали важнейшим средством поддержания легитимности власти «сильных».

В рамках психоаналитической концепции власть понимается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задаётся особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование в политической деятельности иррационального. Так, например, американский психоаналитик К. Хорни считала определяющим мотивом политического поведения страх, порождённый враждебной социальной средой. Стремление избавиться от страха порождает определённые модели поведения людей («неврозы»). Одним из них как раз и является «невроз власти», выражаемый в погоне за престижем и обладанием. Сходной точки зрения придерживался и А. Адлер, «выводивший» стремление к власти из желания избавиться от комплекса неполноценности.

Психоаналитическая концепция власти в 50-60-ые годы заняла прочные позиции, прежде всего в американской науке, став методологией исследования власти и деятельности различных политических лидеров. Так, например, Р. Таккер и Д. Ракнкур-Лаффериер в своих работах обращались, в частности, к исследованию психоаналитических оснований власти И. В. Сталина.

В рамках социологического подхода можно выделить структурно-функциональную, марксистскую, дуалистическую и статусную концепции власти.

Структурно-функциональный анализ власти предполагает понимание её как важнейшего средства обеспечения жизнеспособности социальной системы. Основатель структурного функционализма Т. Парсонс сравнивал власть с деньгами, считая что подобно им (деньги - это средство обеспечивающее функционирование экономики) она выступает в качестве инструмента поддержания в обществе порядка. Важнейшая функция власти - мобилизация общества на достижение коллективно значимых целей.

Марксистская концепция рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. В основе политической власти, по мнению марксистов, лежит экономическое неравенство классов. К примеру, политическая власть буржуазии над пролетариатом детерминируется её монопольным обладанием экономическими ресурсами. (Примером, иллюстрирующим марксистскую концепцию является характеристика депутатского корпуса Городской Думы Комсомольска-на-Амуре. В данном учреждении из 25 депутатов, 16 являются представителями предпринимательского слоя. Что же касается «пролетариата», то в Городской Думе Комсомольска-на-Амуре его представители отсутствуют).

Согласно дуалистической концепции необходимо отделять власть от господства. Так, по мнению французского политолога М. Дюверже власть в отличие от господства основана не на силе и принуждении, а на вере подчиняющихся в её справедливость и законность. Поэтому она может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета.

Двойственность (дуализм) власти проявляется в том, что она с одной стороны является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой - выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной справедливости.

Автор статусной концепции власти - немецкий социолог Р. Дарендорф считал, что власть принадлежит не индивидам, а тем социальным позициям, которые они занимают. В силу этого она не является постоянной, поскольку индивид занимающий (в силу статуса) подчинённое положение в одной групповой иерархии, может обладать властью в другой. Более того, потеря «властного» социального статуса влечёт за собой утрату власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: