Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством

1. Внешнеторговые сделки заключаются в России, как правило, любы­ми юридическими лицами (см. гл. 5).

Для российского законодательства характерно отрицательное отноше­ние к выступлениям государства в качестве непосредственного субъекта таких внешнеторговых сделок. Эта возможность у государства имеется, но она должна быть ограничена, поскольку любой такой случай может по­влечь за собой возникновение универсальной ответственности государст­ва. В ст. 11 Закона о государственном регулировании внешнеторговой де­ятельности 1995 года предусмотрено, что государство — РФ, ее субъекты и муниципальные образования — осуществляет внешнеторговую дея­тельность непосредственно только в случаях, установленных федеральны­ми конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

С точки зрения нашего права и нашей доктрины о раздельной ответст­венности государства и государственных юридических лиц следует считать, что государственные внешнеторговые организации как самостоятельные юридические лица не должны пользоваться иммунитетом, предоставляе­мым государству. В новых условиях хозяйственной деятельности в России и в других государствах СНГ субъектом внешнеторговых сделок стали не только внешнеторговые организации, но и обычные государственные предприятия. При этом ни те, ни другие не могут рассматриваться как ор­ганы государства, обладающие иммунитетом. Поскольку внешнеторговые сделки осуществляются не государством, а через самостоятельные юриди­ческие лица, иммунитет государства не играет существенной роли для внешнеторговой деятельности.

В тех же исключительных случаях, когда внешнеторговую сделку за­ключило торговое представительство от имени государства, такая сделка должна рассматриваться как совершенная самим государством.

Торгпредство — это орган, осуществляющий за границей права РФ в области внешнеэкономической деятельности. Положение о торговых представительствах СССР за границей было утверждено с дополнениями и поправками законом СССР, принятым Верховным Советом СССР 3 ав--густа 1989г.

Торгпредство не является юридическим лицом. Права и обязанности! по его сделкам возникают непосредственно у государства. Отсюда выте-»»!


§ 3. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством 159

кает, что «по обязательствам торговых представительств СССР несет от­ветственность советское государство» (ст. 6 Положения).

Положение предусматривает, что торгпредства могут совершать от своего имени и от имени государства сделки и иные юридические акты, не­обходимые для осуществления возложенных на них задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца.

В качестве ответчика торгпредства могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных торгпредствами в странах пребывания, и только в тех странах, в отноше­нии которых СССР в международных договорах или путем одностороннего заявления, доведенного до сведения компетентных органов стран пребы­вания, выразил согласие на подчинение торгпредства суду страны пребы­вания по указанным спорам. Таким образом, статус торгпредства опреде­ляется в принципе российским правом. Это вытекает из того, что торг­предство — орган государства, а на органы государства распространяются законы этого государства; поэтому личным законом торгпредства является российское право.

В том же случае, когда заключен торговый договор РФ с иностранным государством, положение торгпредства в данном государстве определяется на основе этого договора. В торговом договоре могут быть предусмотрены некоторые изъятия в отношении тех иммунитетов, которые предоставля­ются торгпредству. Эти изъятия всегда следует толковать строго ограни­чительно.

В качестве примера сошлемся на торговый договор СССР с Австрией от 17 октября 1955 г. В ст. 4 приложения к договору о правовом положе­нии торгпредства говорится, что иммунитеты и привилегии, предоставлен­ные торгпредству, распространяются также на его торговую деятельность со следующими изъятиями: «Споры по торговым сделкам, заключенным или гарантированным на территории Австрии торговым представительст­вом, подлежат, при отсутствии оговорок о третейском разбирательстве, компетенции австрийских судов».

Принудительное исполнение окончательных судебных решений, выне­сенных против торгпредства по этим спорам, может иметь место, но лишь в отношении товаров и долговых требований торгпредства. Таким обра­зом, речь идет только о торговых сделках, и только о тех, которые заклю­чены в Австрии. В отношении всех других сделок торгпредство должно пользоваться иммунитетом в полном объеме.

На практике бывали случаи, когда к торгпредству пытались предъяв­лять иски бывшие собственники национализированного в СССР имуще­ства и другие лица, у которых имелась мнимая или действительная претен­зия к советскому государству. Суд не может рассматривать такие иски к торгпредству, поскольку изъятия из иммунитета торгпредства допускаются только в отношении совершенных им торговых сделок в данной стране.





160 Гла в а 6. Статус государства как участника гражданско-правовых отношений

Если сделку заключает какое-либо российское юридическое лицо, то торг­предство ответственности за сделку не несет.

Суды в странах Запада неоднократно пытались представить торгпред­ство в качестве лица, несущего универсальную ответственность за дейст­вия всех наших организаций. Однако с этой точкой зрения согласиться нельзя. Торгпредство — это орган государства, и потому его правовое по­ложение определяется российским правом, которое устанавливает, что торгпредство не отвечает по обязательствам внешнеэкономических и иных хозяйственных организаций, а последние не отвечают по обязательствам торгпредства.

В торговых договорах, заключаемых СССР, указывалось, что прави­тельство СССР несет ответственность лишь по тем торговым сделкам, ко-, торые были надлежащим образом заключены торгпредством или гаранти­рованы от имени торгпредства. Советское правительство не несет ответ­ственности по сделкам хозяйственных организаций, а хозяйственные ор­ганизации не несут ответственности по сделкам торгпредства.

Положение о раздельной ответственности торгпредства, государства и юридических лиц имеет полную силу и в отношении государств, с которы­ми СССР или РФ не заключили торговых договоров.

Приведем пример из судебной практики Нидерландов.

Иск был предъявлен к СССР как таковому и к торгпредству. Между тем спор возник по сделке одной голландской фирмы со Всесоюзным объединением «Пром-сырьеимпорт». Суд отверг иск, указав, что спор должен разрешаться лишь в отно­шении объединения.

2. Современная концепция участия государства в гражданско-право­вых отношениях, которая стала складываться в 90-е годы, получила отра­жение в Основах гражданского законодательства 1991 года. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает находящими­ся в его собственности средствами государственной казны. Эти положе­ния, согласно Основам, должны применяться соответственно к автоном­ным образованиям, административно-территориальным образованиям, уполномоченным ими органам. Автономные образования и администра­тивно-территориальные образования отвечают по своим обязательствам находящимися в их собственности средствами, не закрепленными за юри­дическими лицами в полное хозяйственное ведение или оперативное уп­равление.

В ряд заключенных российским государством и его органами соглаше­ний и контрактов с иностранными юридическими лицами и иностранными государствами было включено согласие российской стороны на отказ (или изъятие) от юрисдикционного иммунитета и его видов.

Особое положение государства как участника международных хозяйственных отношений выражается и в том, что к обязательствам го­сударства в принципе может применяться только его право, кроме случа-


§ 3. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством 161

ев, когда государство прямо выразило свое согласие на применение ино­странного права. Поэтому правоотношения по договору государства с ино­странной компанией или иностранным гражданином регулируются внут­ренним законодательством государства — стороны в договоре, а не зако­нодательством другого государства или международным правом, если в до­говоре не предусмотрено иное.

Из этого признанного в доктрине положения исходила Постоянная па­лата международного правосудия в своих известных решениях о сербских и бразильских займах, вынесенных в 1929 году. По иску французских дер­жателей сербских государственных займов к югославскому правительству палата признала, что права и обязанности по этим займам подчинены не праву Франции, где по ним были выпущены облигации, а законам Юго­славии. По мнению Палаты, природа суверенного государства проявляет­ся в том, что действительность принятых им обязательств не может быть подчинена иному закону, чем его собственному.

Из решения Международного суда ООН от 6 июля 1957 г. по франко-норвежскому спору о норвежских займах также может быть сделан вывод о том, что к договору между государством и иностранным гражданином или юридическим лицом применяется внутреннее право данного государства. Отсюда следует, что к обязательствам по займам в принципе должно при­меняться право страны, выпустившей заем. То же самое следует сказать и о концессионных договорах, хотя концессии обладают определенной спе­цификой. Все вопросы концессионного договора относятся к внутренней компетенции государства. Концессионный договор — это сделка, право­отношения по которой регулируются внутренним правом, и она не явля­ется международным договором.

В то же время концессию нельзя рассматривать и как гражданско-правовой контракт, одностороннее прекращение которого неправомерно. Это односторонний акт государства («соизволение»), предоставляющий частной компании, в том числе и иностранной, право осуществлять в ин­тересах данного государства, развития его экономики определенную хо­зяйственную деятельность. В этих же интересах действие такого акта может быть досрочно прекращено, предоставленная концессия может быть «взята обратно».

Так, к началу 80-х годов основные развивающиеся страны — экспор­теры нефти фактически ликвидировали концессии, учитывая при этом осо­бую природу концессионных договоров. В 1981 году Иран аннулировал все соглашения о добыче нефти и эксплуатации нефтяных месторождений, за­ключенные бывшим шахским правительством этой страны с западными компаниями.

Сам термин «концессия» означает уступку прав, принадлежащих госу­дарству, другому лицу, в том числе и иностранному инвестору. Концесси-°нный договор используется в современной практике недропользования,

'1-872


162 Глава 6. Статус государства как участника гражданско-правовых отношений

и в нем удельный вес гражданско-правовых положений, регулируемых нормами международного частного права, увеличивается.

3. Учитывая современные тенденции по вопросу об участии государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элемен­том, в Проекте части третьей ГК РФ предложено предусмотреть следую­щие положения, сформулированные в специальной статье:

«К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применя­ются на общих основаниях, если иное не установлено законом Российской Федерации.

Правила настоящей статьи применяются к отношениям, в которых го­сударство участвует иным образом, чем при осуществлении суверенных функций.

При определении характера сделки с участием государства принимает­ся во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель».

Контрольные вопросы

1. Какие бывают виды иммунитета государства?

2. В чем различие между концепцией абсолютного иммунитета и концепцией ог­раниченного (функционального) иммунитета?

3. В каких странах приняты законы об иммунитете государства и какова практика их применения?

4. Какова практика по вопросу об иммунитетах при заключении соглашений и кон­трактов, в качестве одной из сторон которых выступает российское государство или его органы?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: