В развитом индустриальном и, особенно, в постиндустриальном обществе важную роль играет социальное законодательство. Это законодательство о социальном обеспечении (пенсионное законодательство), законодательство о занятости, о здравоохранении, об образовании, о науке и культуре, а также часть жилищного и экологического законодательства.
Социальное законодательство – это, в сущности, неправовое, произвольное (в нейтральном смысле) законодательство. Оно регулирует перераспределение национального дохода в интересах общества в целом и, особенно, в пользу социально слабых. Государство, осуществляющее социально-экономические задачи (так называемое социальное государство), “исправляет недостатки” первоначального распределения национального дохода, которое происходит в процессе свободного эквивалентного обмена и в трудовых отношениях. А именно: социальное государство осуществляет уравнительное регулирование, т.е. отнимает в виде налогов значительную часть доходов у тех, кто их имеет, и распределяет полученные средства среди тех, кто не имеет доходов или терпит убытки. Социальное законодательство является инструментом такого распределения, средством государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни с целью смягчения имущественного и потребительского неравенства. Сущность социального законодательства – это привилегии, льготы и преимущества, или так называемая позитивная дискриминация[128].
|
|
Хотя многие акты социального законодательства содержат процедурные нормы административного права, защищающие граждан от произвола распределяющей бюрократии, все же главное в социальном законодательстве – это привилегии. Они устанавливаются для социально слабых и для тех, кто оказывается в экономически невыгодном положении. Эти привилегии различны для разных групп населения – в зависимости от их положения в системе рыночного распределения социальных благ. Но смысл этих привилегий одинаков для всех, на кого распространяется социальное законодательство. Это предоставление социальных благ бесплатно или на льготных условиях. Сюда относятся бесплатное образование, бесплатное или социальное жилье, предоставление медицинских услуг бесплатно или за доступную плату, пенсии и пособия, не связанные с какими бы то ни было заслугами, льготные кредиты, субсидии и т.д.[129]
Эти привилегии устанавливаются и реализуются произвольно. Например, нет и не может быть никакого объективного или правового критерия для определения минимального или надлежащего размера пособия по безработице или пенсии по инвалидности. Реализация социального законодательства, в частности, количество и качество социальных благ, распределяемых за счет государственного бюджета, зависит от объективных экономических возможностей общества и от социальной политики конкретного правительства.
|
|
Притязания социально слабых на получение от государства социальных благ производны исключительно от закона и правительственных программ. Причем государство в осуществлении своих социально-экономических задач не связано правом и действует вопреки праву; здесь законодатель и правительство руководствуются соображениями социальной солидарности, эгалитаризма, гуманизма, целесообразности, фактических возможностей и потребностей экономики. В этом смысле социальное законодательство – гуманное, моральное и т.п. – является произвольным.
К социальному иногда причисляют и трудовое законодательство. Но оно существенно отличается от социального. Трудовое гарантирует наемным работникам получение минимума социальных благ (и приемлемые условия труда) в отношениях социального обмена, в качестве вознаграждения за трудовые услуги. Социальное же законодательство гарантирует минимум социальных благ тем, кто не может полноценно участвовать в отношениях социального обмена (безработным, разорившимся, инвалидам, многодетным, неимущим, бездомным, больным и т.д.).