Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени качественном отношении. Эта, подтверждаемая многолетней историей человечества, закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Применение слова «возвышение» взамен напрашивающихся слов «увеличение», «рост» призвано подчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественному возрастанию потребления, но не в меньшей степени изменение структуры потребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершенствование. Во многих случаях изменение потребностей объективно обусловлено переменами в условиях жизни, в среде, окружающей людей. Стремление к увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости, духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественной безопасности также служит объективным фактором расширения круга потребностей.
|
|
Таким образом, прогресс человечества, рост его культуры, знаний, преобладание духовных начал, расширение возможностей экономики неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.
Наряду с ростом объективно обусловленных потребностей наблюдается количественное и качественное расширение желаний людей обладать ценностями и потреблять блага вне зависимости от того, насколько им это необходимо в соответствии с объективно существующими потребностями. Здесь уже мы имеем дело скорее с психологической, чем с экономической закономерностью. Видимо, есть основания утверждать о действии закона жадности и ненасытности,согласно которому людям свойственно желание иметь больше и лучше, чем они уже имеют, даже если в том нет экономической, потребительской необходимости. Психологические корни закона неуемности желаний лежат, предположительно, в действии закона зависти,согласно которому люди желают обладать всем тем, чем обладают другие, ибо такова человеческая натура.