Источники правового регулирования предпринимательской деятельности

*стр.47,49 - 66 учебника по РПП под ред.Белых С.В., Берсункаева Г.Э. и Виниченко С.И.

Источники – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

В теории выделяют – НПА, нормативный договор и правовой обычай. А также нормы международного права и международных договоров.

1) НПА – это основной источник права РФ в целом и предпринимательского в частности. Официальная доктрина не признает индивидуальные акты, которые рассчитаны на конкретный случай и обращены к отдельным лицам, в качестве источника права.

2) Нормативный договор как источник РПП. От норм. договора необходимо отличать гражданско-правовой договор, в том числе публичный договор. Гражданско-правовой договор-вид сделки (ст. 154 ГК), индивидуальный правовой акт, не обладает такими свойствами права, как нормативность и общеобязательность. Публичный договор относится к разновидности гражданско-правового договора, хотя и содержит элементы публичного права.

Нормативный характер договор приобретает при его заключении между государствами. Так, в силу ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ. Более того, международные договоры РФ применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора.

3) Правовой обычай — это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права. Эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкновений и заведенного порядка. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота. В ГК РФ (ст. 5 "обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе".) дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности.

Признаки обычая делового оборота:

1. Обычай – сложившееся и широко применяемое правило поведения,

2. Рассчитан на широкое и массовое использование,

3. Это правило, не предусмотренное законодательством,

4. выступают в виде отдельных друг от друга правил поведения, не образуют единой целостной системы

Чтобы быть источником предпринимательского права обычаи делового оборота должны быть санкционированы государством: либо отсылка к нему должна содержаться в законодательстве, либо восприятие обычаев делового оборота должно исходить от органов судебной власти.

Следует отличать категорию обычаи делового оборота от обыкновений. Обыкновения не являются источником права, они применяются только тогда, когда известны сторонам не нашли отражения в договоре в виде прямой отсылки. Так во внешней торговле применяются ИНКОТЕРМС – свод правил, носящих факультативный характер, они применяются в том случае, если на них сделана прямая отсылка в контракте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: