Мясищев. Потребностью называется отношение личности, переживаемое как противоречие и выступающее движущей силой поведения:
потребность есть психологическое отношение личности;
потребность есть противоречие;
потребность есть движущая сила поведения
Потребности осознаются в виде конкретных побуждений - мотивов к определенным объектам, обстоятельствам и деятельностям, в которых они удовлетворяются.
Мотивы – это побуждение к деятельности, к действию, направленные на удовлетворение конкретной потребности.
Выделяют мотивы:
- осознанные – интерес, идеал, убеждение;
- неосознанные – внушаемость, влечение и установка;
Интерес – это побуждение к действию, направленное на удовлетворение познавательной потребности.
Идеал - -||-, направленное на удовлетворение потребности личности соответствовать в поведении, взглядах и пр. определенному образу для подражания.
Убеждение - -||-, направленное на удовлетворение потребности в соответствовать в своем повдении собственным принципам и взглядам. Убеждения не есть знания. Убеждение – это знание + отношение к системе знаний.
|
|
Неосознанные мотивы. Установки: фиксированные и социальные.
Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Cкладывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём.
Социальная установка - состояние психики, характеризующееся готовностью человека реагировать определенным образом на то, что связано с актуальной для него потребностью и ситуацией.
В контексте соотношения потребностей и мотивов представляют интерес взгляды западных психологов на проблему классификации потребностей, лежащих в основе мотивов человеческой деятельности (поведения).
Классификация потребностей А. Маслоу: физиологические П., П. в безопасности. П. в принадлежности и любви. П. уважения (почитания). Познавательные П. Эстетические П. П. в самоактуализации.
Классификация потребностей Ж.Нюттена, в которой выделены два ее уровня: «организм-среда» и «личность - мир». Согласно его концепции, первый уровень мотивации является врожденным, определяется структурой организма, второй - приобретенный, изменчивый, формируемый.
П.В.Симонов выделяет три главные группы исходных потребностей, мотивирующих поведение человека:
а) биологические - индивидуальное и видовое существование человека, квазипотребности в пище, одежде, жилище;
б) социальные - потребность принадлежать группе и занимать определенное место в ней, потребность в признании и любви;
|
|
в) идеальные - потребности познавательного характера.
Потребности конкретизируются в мотивах и реализуются через них. Однако из этого не следует, что они эквивалентны - одна и та же потребность может реализовываться через разные мотивы, а один и тот же мотив может реализовывать разные потребности. Таким образом, потребности соответствует целый класс мотивов, а мотив может входить в разные потребностные классы.
Потребности человека лежат в основе его мотивов и проявляются в них. Мотивы возникают, развиваются, формируются в деятельности на основе потребностей.