Личностная идентичность – самоопределение в терминах физических, интеллектулаьных и нравственных черт индивида.
Социальная идентичность – самоопределение в терминах принадлежности себя к определенной социальной группе.
Тест «20 ответов» Куна и Макпартленда (на вопрос кто Я). Устанавливаются группы принадлежности.
Э. Эриксон: идентичность человека формируется в течение всей жизни. Социальная идентичность – оценка значимости своего бытия с т.з. общества, осознание себя как элемента социального мира.
Теория социальной идентичности Тэшфела, теория самокатегоризации Тернере.
Тэшфел, социальная идентичность – это та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (группах) вместе с ценностными и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологическую группу посредством категоризации себя с другими.
В структуре социально идентичности выделяется три компонента:
|
|
— когнитивный (знание о пренадлежности к группе),
— ценностный (позитивная/негативная оценка группы),
— эмоциональный (принятие/отвержение своей группы).
Позитивный или негативный образ группы формируется в зависимости от того места, которое она занимает в обществе.
Человек оценивает свою принадлежность к предшествующим группам, а также возможную идентичность.
Cоциальная идентичность есть результат самоидентификаций человека с различными социальными категориями (группами принадлежности) и наряду с личностной идентичностью является важным регулятором социального поведения.
Процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса:
1) индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории;
2) человек не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные;
3) человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения.
Человек принадлежит не к какой-либо одной группе, но, как правило, к большому числу микро- и макрогрупп. В силу этого возникает интерференция, взаимовлияние тех систем ценностей норм и стандартов поведения, которые приняты в этих группах. Более того, часто эти системы норм и ценностей, в силу внешних обстоятельств, приходят в противоречие друг с другом и человек оказывается перед внутренним выбором.