Проблема личности в работах Б.Г. Ананьева

Ананьев разработал понимание индивидуальности именно как достижения личностью высшего уровня развития своей сущ­ности и всей своей жизни. Ананьев связывает понятие субъекта не с жизненным путем, а с деятельностью, общением, познанием.

Рассматривает социальную детерминацию личности с уже сформировавшихся к тому времени социологических позиций. Именно поэтому он, опре­деляя, подобно многим, личность как общественного индивида, конкретизирует это определение через социальные ситуации ее развития, статус, образ жизни, социально-психологические и др. условия, вплоть до демографических проблем. Он отмечает, что личность выступает как объект об­щественного развития. В таком случае качество субъекта совпадает с психологическим определени­ем личности как системы отношений, установок, мотивов, цен­ностей и т. д. Но, в свою очередь, для психологической науки личность также является объектом (предметом) познания. Ананьев при­ходит к выводу, что социологический ана­лиз противоречий приводят к некоторому «отделению» личности от свойств субъекта, т. е. расширению структуры че­ловека.

Таким образом, у Ананьева отсут­ствует понимание субъекта как субъекта жизненного пути. Это понимание предполагает раскрытие зависи­мости жизненного пути от самой личности. Речь в этом случае идет не о биографическом подходе, включающем индивидуаль­ные различия жизненного пути (как вариации) в единую перио­дизацию жизни, а о собственно субъектном, при котором раскры­ваются сущностные характеристики способа жизни личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: