Ананьев разработал понимание индивидуальности именно как достижения личностью высшего уровня развития своей сущности и всей своей жизни. Ананьев связывает понятие субъекта не с жизненным путем, а с деятельностью, общением, познанием.
Рассматривает социальную детерминацию личности с уже сформировавшихся к тому времени социологических позиций. Именно поэтому он, определяя, подобно многим, личность как общественного индивида, конкретизирует это определение через социальные ситуации ее развития, статус, образ жизни, социально-психологические и др. условия, вплоть до демографических проблем. Он отмечает, что личность выступает как объект общественного развития. В таком случае качество субъекта совпадает с психологическим определением личности как системы отношений, установок, мотивов, ценностей и т. д. Но, в свою очередь, для психологической науки личность также является объектом (предметом) познания. Ананьев приходит к выводу, что социологический анализ противоречий приводят к некоторому «отделению» личности от свойств субъекта, т. е. расширению структуры человека.
|
|
Таким образом, у Ананьева отсутствует понимание субъекта как субъекта жизненного пути. Это понимание предполагает раскрытие зависимости жизненного пути от самой личности. Речь в этом случае идет не о биографическом подходе, включающем индивидуальные различия жизненного пути (как вариации) в единую периодизацию жизни, а о собственно субъектном, при котором раскрываются сущностные характеристики способа жизни личности.