Административное наказание является одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП указывает, что административное наказание применяется в целях а) предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем (частная превенция); б) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (общая превенция).
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинство физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью.
Только административное наказание является мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.
Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере государственного управления, носит наказательный характер, т.е. они являются санкциями, содержащими обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.
|
|
K |
административным наказаниям нельзя относить так называемые восстановительные санкции, в число которых включают, например, изъятие и уничтожение самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки, изъятие работниками государственной торговой инспекции из употребления неправильных измерительных приборов, подлинников документов, образцов недоброкачественных товаров, свидетельствующих о нарушениях или злоупотреблениях, снос самовольно возведенных строений, возмещение причиненного ущерба.
Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.
Разумеется, административным наказанием, как и уголовным наказаниям, присущ воспитательный характер. Однако суть и тех и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.
|
|
Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата наложенного штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо наказание обращается на его имущество).
Являясь правовым последствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей «суровости» может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о «мягкости» этих мер.
Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно определенными. Например, штраф за нарушение правил продажи отдельных видов товаров назначается на граждан — от 3 до 15минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц — от 10 до 30 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 300 МРОТ; мелкое хулиганство влечет наложение административного штрафа от пяти до пятнадцати МРОТ, а если по обстоятельствам дела применение этой меры будет признано недостаточным — административный арест до 15 суток. Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного физическим и юридическим лицом.
Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что они налагаются широким кругом государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти — единолично; комиссиями по защите прав несовершеннолетних – коллегиально.
С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по рассмотрению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это рассмотрение в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо, согласно закону, и констатирует факт нарушения, и принимает решение о наложении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте). Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному наказанию этот порядок его наложения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть наложены полномочным органом на виновное в совершении административного правонарушения лицо (физическое или юридическое), не находящееся в его непосредственном подчинении.
|
|
Применение административного наказания влечет для лица «состояние административной наказанности». Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о наложении
административного наказания при повторном, совершении административного правонарушения в этот период.
Применение административного наказания в случае повторного совершения административного правонарушения служит обстоятельством, отягчающим юридическую ответственность
В соответствии со ст. 4.6 КоАП состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.
§2. Виды административных наказаний.
Статья 3.2 КоАП устанавливает виды административных наказаний: 1)предупреждение; 2)административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6)административный арест; 7)административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8)дисквалификация.
Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.
Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ.
|
|
В-третьих, она дифференцирует административные наказаний на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение), причем последние могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний; другие административные наказания, указанные в ст. 3.2 КоАП, могут применяться только в качестве основных. Дополнительные наказания не могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть наложено либо основное, либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.
В-четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).
Предупреждение применяется в отношении лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.
Предупреждение может налагаться только будучи предусмотрено соответствующей статьей КоАП или иного нормативного акта, устанавливающего административную ответственность.
Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий.
Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности.
От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устное замечание, которые представляют собой средства убеждения и, будучи лишенными характера административного наказания, не являются административными наказаниями.
Административный штраф — денежное наказание, налагаемое на нарушителей административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.
Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Штраф предусмотрен законодательством в качестве наказания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП или другими законодательными актами РФ, но и нормативными актами субъектов РФ.
Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, он выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется.
Во-вторых, стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Например, ст.7.27 КоАП устанавливает, что хищение чужого имущества влечёт наложение административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества. В-третьих, административный штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
Размер административного штрафа не может быть меньше одной десятой минимального размера оплаты труда.
Размер административного штрафа, налагаемого на граждан исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среде, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов. Не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, сумы неуплаченных налогов, сборов.
Возмездное изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. Содержание этого вида административного наказания состоит: а) в принудительном изъятии предмета у правонарушителя, б) последующей его реализации и в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или предметом административного правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов.
Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. И эта акция выступает в качестве либо меры административного пресечения, либо административно-процессуального обеспечения, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы в зависимости от их доброкачественности соответствующими должностными лицами сдаются в торговую сеть, предприятия общественного питания либо уничтожаются.
Возмездное изъятие предмета может применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного наказания. Целый ряд статей за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, предусматривают применение административного наказания в виде возмездного изъятия в качестве дополнительного наказания. В основном возмездное изъятие предусмотрено за нарушение правил оборота служебного и гражданского оружия и боевых припасов, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, имеющим разрешение органов внутренних дел на хранение оружия. Возмездное изъятие оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией соответствующих норм предусмотрено вместе с применением административного штрафа. Например, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия или боеприпасов; нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему, влечёт административный штраф с возмездным изъятием оружия и патронов к нему.
Статья 3.6 КоАП предусматривает ограничение в применении данной нормы: возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении данного предмета в собственность государства. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.
КоАП устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, или предметом административных проступков. Так, в соответствии с КоАП могут быть конфискованы, товары, свободная реализация которых запрещена (ст. 14.2), тиражи продукции средств массовой информации (ст.13.2) и т.д.
Исходя из ч. 3. ст. 35 Конституции РФ, установившей, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», КоАП предусматривает, что конфискацию как вид административного наказания могут применять только суды (судьи).
От конфискации как вида административного наказания совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права неопределенное имущество, отличается изъятие (арест) материальных объектов собственности как процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.
До судебного решения должностные лица органов исполнительной власти, реализующие установленные законом полномочия, вправе изымать у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортные средства и т.д. именно потому, что все эти меры, не являясь санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья и т.д.). В момент такого изъятия не могут считаться установленными ни само деяние, ни виновное его совершение. Эти обстоятельства требуют последующего рассмотрения и доказывания в ходе надлежащей процедуры, особенности которой зависят от характера возможной санкции, поскольку ею определяется существо ограничений прав, свобод и законных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотрения дела, затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуется или возвращается владельцу либо уничтожается.
Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Она не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость имущества, подлежащего обращению в собственность государства.
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется на срок до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца.
Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, оставления в нарушение Установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
Лишение права на охоту, хранения и ношения охотничьего оружия не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником существования.
Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматривается КоАП за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 12.8 — управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, ст. 12.24 — нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, повлекшеё причинение легкого вреда здоровью потерпевшего), нарушение правил плавания (ст. 11.7), управление судном судоводителем в состоянии опьянения (ст. 11.9). Лишение права охоты применяется за нарушение правил охоты (ст. 8.37). Лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств предусмотрено ст.13.4 КоАП.
Административное наказание в виде лишения специальных прав связано со значительными правоограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания: для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой. КоАП относит применение рассматриваемого административного наказания к компетенции суда.
К административным наказаниям в виде лишения специальных прав можно отнести по существу однородные с ним такие меры, как лишение (отзыв) разрешений (лицензий) на пользование определенными предметами или занятие определенным видом деятельности (например, аннулирование разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, разрешения на осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте и т.д.).
Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Административный арест назначается судьей.
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам I и II групп.
Административный арест является самым суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, представляющими большую граничащие по своей общественной опасности по сравнению с другими правонарушениями, либо за повторное, злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы, изоляции от общества на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. Условия отбывания этого наказания весьма строгие. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Административный арест предусмотрен за следующие административные правонарушения: незаконное потребление и приобретение наркотических средств без назначения врача; мелкое хулиганство; появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем
человеческое достоинство и общественную нравственность; неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка, военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы (ст.18.7 КоАП)
Применение административного ареста допускается лишь в исключительных случаях и отнесено КоАП к полномочиям только судей, причем назначение этого административного наказания осуществляется при условии, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных конкретной статьей КоАП административных наказаний будут признано недостаточно.
Применение административного ареста не влечет судимости.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьёй, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию может назначаться соответствующими должностными лицами.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путём официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путём контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.
Определение иностранного гражданина и лица без гражданства дано в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так, иностранным гражданином признаётся физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации доказательства о наличии гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В соответствии с названным выше законом иностранные граждане могут быть депортированы. Депортация – это принудительная высылка иностранных граждан из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания в Российской Федерации).
Следует отличать депортацию от административного выдворения, т.к. депортация не является административным наказанием.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица право занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Этот вид административного наказания может быть назначен только судьёй.
Дисквалификация применяется к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трёх лет.
[1] См. Ю.Н.Старилов. Административное право. ч. 1. Воронеж., 1998. С. 11
1 См. Ю.Н.Старилов. Административное право. ч. 1. Воронеж., 1998.
1 В кн. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. М., 2003.
[2] Точное количество статей на момент принятия КоАП РФ составило 616. В связи с постоянно осуществляющимися процедурами внесения в Кодекс изменений и дополнений эта цифра не будет оставаться неизменной.
[3] См.: Закон г. Москвы “Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города” от 24 января 1996 г. (в ред. от 26.02.2003 г.) // "Ведомости Московской Думы", № 4 (с. 4), 1996.
[4] См.: Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2002.С. 313.
[5] Напр., см. труды Лунева А.Е. и др. труды большинства современных специалистов административного права, некоторые из которых упомянутые в начале лекции.
[6] См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Ред коллегия: Веремеенко И.И., Салищева Н.Г. и др. М.: ООО «ТК Велби», 2002. С. 20.
[7] См.: Напр., Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 348-349; Черкаев Д.И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. № 11, 2001; Пыхтин С. Коммерческие организации как субъекты административной ответственности //Законность, № 8, 2001; Колесниченко Ю.Ю. Некоторые вопросы административной ответственности юридических лиц // Журнал российского права, № 10, 1999; Овчарова Е.В. Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц // Гражданин и право, №№ 7-8, 2001 и др.
[8] Теория государства и права: Учебник. Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2002. С. 519-520.
[9] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Инфра – М, 2002, С. 42-43.
[10] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. М., Юристъ, 2002, С. 140-141.
[11] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. М., Юристъ, 2002, С. 135.
[12] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под. Ред. Ю.М. Козлова. М.: Юристъ, 2002. С. 183.
[13] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Ред коллегия Веремеенко И.И., Салищева Н.Г., Сидоренко Е.Н., Якимов А.Ю. М.: ООО «ТК Велби», 2002. С.63.
[14] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. М., Юристъ, 2002, С 130-131.
[15] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. М., Юристъ, 2002, С. 139-140.
[16] Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 2000, С. 30.
[17] Административное право: Учебник. Под ред Л.Л. Попова, М.: Юристъ, 2002. С. 345.
[18] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. М., Юристъ, 2002, С. 1163.
[19] Курс советского уголовного права в 6 томах. Т. 3. М.: Наука, С. 280.
[20] Уголовное право России. Общая часть. Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М.: Юристъ, 1996. С. 435.