Сущность и характерные черты современного менеджмента

Студент должен:

Знать:

· Сущность современных подходов к менеджменту

· Национальные особенности менеджмента

В истории менеджмента принято различать 4 основных подхода:

· С позиции различных научных школ (конец ХIХ в. – по настоящее время);

· Процессный (20-е гг. ХХ в. - по настоящее время);

· Системный (50-60-е гг. ХХ в. - по настоящее время);

· Ситуационный (60-е гг. ХХ в. - по настоящее время);

Научные школы. Школа научного управления (1888-1920). Суть работ Тейлора – управление должно быть основано на научных законах, разделение труда, изучение трудовых процессов, стимулирование труда, а также профессионального управления (менеджмент-это специальность).

Ф. Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда. В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основных научных критериев (профессионализм, силы, ловкости, сообразительности). Для повышения эффективности производства необходимо сотрудничество администрации и рабочих. Оплата труда должна быть сдельной, т.е. оценивать надо конкретно выполненную работу. Следует, считал Тейлор, вводить систему распределения труда и персональную ответственность за порученное дело.

Школа административного управления (1920-1950) основано на научном подходе, разработанном Анри Файолем – разработал иерархические структуры управления, принципы управления, методы управления.

А. Файоль разработал ряд универсальных принципов управления:

· Разделение труда – целью является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях.

· Полномочия и ответственность – полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.

· Дисциплина – предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, а также предполагает справедливо применяемые санкции.

· Единоначалие – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

· Единство направления – каждая группа должна быть объединена единым планом, и иметь одного руководителя.

· Подчиненность личных интересов общим – интересы одного работника или группа работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого масштаба.

· Вознаграждение персонала – работники должны получать справедливую заработную плату за свою службу.

· Централизация

· Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение на этой цепочке, до руководителя низового звена.

· Порядок – место – для всего, и все на своем месте.

· Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.

· Стабильность рабочего места для персонала – высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

· Инициатива – означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это придает организации силу и энергию.

· Корпоративный дух – союз – это сила, которая является результатом гармонии персонала.

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950г. - по настоящее время). Мери Фоллет и Элтон Мейо - рассматривали человеческие отношения человека, как главный фактор повышение эффективности, «Счастливый рабочий –это эффективный производственный рабочий». Как научное направление является естественным направленным продолжением школы научного управления и логично дополняет ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. В своих научных трудах М.Фоллет и Э.Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности. Авторов данного научного направления в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использовании человека может способствовать повышению эффективности деятельности предприятия или организации.

Школа количественных методов (1950г- по настоящее время). Суть развития математики, статистики построение математических моделей управленческих ситуации позволило находить точные ответы многих управленческих ситуаций. Для решения задачи управления каким-либо объектом разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое отображение будущей реальной ситуации. Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколько угодно большое число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший. Таким образом, чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации управления каким-либо объектом. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени.

Процессный подход. Суть подхода: управление – это не единовременное действие, а процесс, состоящий из ряда функций планирование – организация – мотивация – контроль.

Основу данного научного подхода заложил А. Файоль («отец менеджмента»). Являясь автором «школы административного управления», он считал основными функциями менеджмента предсказание, планирование, организацию, распоряжение, координирование и контроль. Каждая из этих функций является самостоятельной и не зависит от других. Развивая взгляды А. Файоля, авторы процессного научного подхода рассматривают управление как сумму всех функций управления, т.е. как взаимосвязанные и взаимообусловленные действия. Основными базовыми функциями управления являются: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти функции находятся в постоянной взаимной связи. Между собой они объединены процессами принятия решений и передачи информации.

Системный подход. Суть: менеджеры рассматривают предприятие как систему, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (цели, задачи, технологии, структуры, люди), которые взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели и находятся под влиянием внешней среды.

Один из авторов системного научного подхода к менеджменту Ч. Барнард считал, что любое предприятие – это социальная система. Он говорил: «Организация – комплекс физических, биологических, личностных и социальных компонентов в связи с кооперацией двух или более лиц для получения, по крайней мере, одного определенного результата».

Менеджеру необходимо знать и учитывать единство формальной и неформальной организаций. При этом формальная (официальная) организация представляет собой систему, сознательно построенную руководством для целенаправленного объединения идей, ресурсов и персонала. В свою очередь неформальная (неофициальная) организация есть устойчивая сеть межличностных и социальных отношений, стихийно возникающих при объединении людей в их трудовой среде.

Все предприятия и организации можно рассматривать как открытые или закрытые системы. Открытая система характеризуется максимальным взаимодействием с окружающей внешней средой через обмен ресурсами, продукцией, информацией и т.д. Закрытые системы относительно независимы от внешней среды.

Ситуационный подход. Суть: управления решения зависят от ситуации (конкретного набора обстоятельств), поэтому выбор методов управления, способов воздействия на людей, зависит от сложившейся ситуации. Этот подход придает большое значение коллективным методам принятия решений.

В менеджменте ситуационный подход – это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. В практической деятельности менеджеры в процессе принятия решений должны в первую очередь рассматривать наиболее значимые для организации обстоятельств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: