Роликовые подшипники сыграли большую прогрессивную роль в появлении новых систем станов (сортовые непрерывные станы, тонколистовые, холодной прокатки и т. д.) и новейших типов вспомогательного оборудования.
Основными типами роликовых подшипников следует считать подшипники с цилиндрическими, сферическими, коническими и витыми роликами.
а) Подшипники с цилиндрическими роликами бывают открытого, полузакрытого и закрытого типа, причем изготовляются с короткими и длинными роликами, предназначаясь в обоих случаях для радиальных нагрузок.
По данным Купера [148], благодаря большей площади соприкосновения с кольцом, напряжения, испытываемые материалом ролика,1 равны 70—95% от напряжений, испытываемых материалами шарика при одинаковых диаметрах, а большая устойчивость роликовых подшипников против толчков и внезапных нагрузок позволяет им выдерживать усилия на 50—200% большие, чем выдерживают шариковые при тех же размерах.
Оси роликов должны быть параллельны оси подшипника, иначе ролики подвергнутся изгибающим усилиям. Таким образом правильное изготовление подшипника, точная его установка, и надлежащая посадка гарантируют возникновение дополнительных вредных усилий, вызываемых перекосом подшипника.
|
|
Открытый тип подшипника обычно бывает с заплечиками на внутреннем кольце (фиг. 254, а) или на наружном (фиг, 254, б), причем в обоих случаях другая поверхность катания (в первом случае—наружная, во втором — внутренняя) делается открытой, слегка выпуклой сферической формы с радиусом, равным двойному внутреннему диаметру наружного кольца. Оба типа подшипников осевых нагрузок не допускают и не препятствуют продольному перемещению вала.
Фиг. 253. Радиально-упорные подшипники: однорядные (а), двухрядные (б), однорядные с четырьмя точками касания (в) и двухрядные специальные с различным положением шариков и размерами их диаметров (г)
Фиг. 254. а и б — роликовые подшипники: открытого типа с заплечиками на внутреннем кольце (а) и наружном (б); в и г—полузакрытого типа, имеющие на открытой цилиндрической поверхности катания заплечики на наружном кольце (в) и внутреннем (г); д, е, ж - закрытого типа, имеющие на наружном кольце (д) или внутреннем (е) по одному заплечику, а также съемные кольцевые шайбы, являющиеся иногда приставными (ж)
Полузакрытый тип подшипника, в отличие от предыдущего (открытого), на открытой цилиндрической поверхности имеет заплечики с одной стороны на наружном (фиг. 254, в) или внутреннем кольце (фиг. 254, г), что препятствует одностороннему осевому смещению вала.
Закрытый тип подшипника, имеющий на наружном (фиг. 254, д) или внутреннем кольце (фиг. 254, е и ж) по одному заплечику, кроме того снабжен съемной кольцевой шайбой, являющейся иногда приставной (фиг. 254, ж) и фактически образующей второй заплечик, препятствующий двухстороннему осевому смещению вала.
|
|
б) Подшипники со сферическими роликами бывают однорядные, двухрядные и четырехрядные, причем все они изготовляются самоустанавливающимися; по сравнению с подшипниками, имеющими цилиндрические ролики, могут выдержать нагрузку на 25—30% больше.
Однорядный самоустанавливающийся подшипник (фиг. 255, а) имеет ролики бочкообразной формы и внутреннее кольцо с двумя направляющими заплечиками.
Радиус кривизны наружного кольца немного больше радиуса кривизны роликов, причем центр внутренней поверхности наружного кольца находится на оси подшипника, что способствует возможности его самоцентрирования.
Двухрядный сферический подшипник (фиг. 255, б) состоит из двух рядов бочкообразных роликов, расположенных наклонно к оси подшипника; их. соприкосновение с поверхностью катания внутреннего кольца осуществляется по линии, наружного кольца приближается к точечному, благодаря тому, что радиус кривизны поверхности наружного кольца больше радиуса кривизны ролика. Ролики в осевом сечении не симметричны, а слегка сужены к внешней стороне, что уменьшает возможность их перекашивания.
Четырехрядный сферический подшипник (фиг. 255, в) или два двухрядных качающихся подшипника фирмы , из которых один помещен непосредственно на конусообразной части шейки опорного валка стана холодной прокатки, тогда как другой — на съемной втулке. Посадка такого подшипника осуществляется клином, проводящим, через шейку.
Наружный подшипник устанавливается при помощи вспомогательного кольца 1, применяемого- вместо втулки (фиг. 255, г), или двух вспомогательных колец 2 и 3 (фиг. 255, д).
Фиг. 255. Подшипники со сферическими роликами; однорядный (а), двухрядный (б), четырехрядный (в), с одним (г) или двумя вспомогательными кольцами (д)
Для предотвращения вредных сопротивлений и обеспечения нормального качения, касательные в точках соприкосновения роликов с поверхностью катания обоих колец должны пересекаться на оси подшипника в точке (фиг. 256, а). Силы, действующие в подшипнике, уравновешиваются в том случае, если направление составляющей внешней радиальной нагрузки а действует перпендикулярно к поверхности катания наружного кольца и проходит через центр подшипника ; реакция в внутреннего кольца, перпендикулярная его поверхности катания и проходящая через точку , и реакции с со стороны ребра внутреннего кольца— пересекутся в одной точке О. К этому необходимо добавить, что — центр подшипника и одновременно радиуса кривизны катания наружного кольца, — центр кривизны внутреннего кольца и нижней образующей, е — центр кривизны верхней образующей ролика.
Все ряды роликов (два, четыре) должны быть тщательно обработаны и полностью симметричны, иначе значительно понизится способность подшипника к восприятию высоких давлений.
в) Подшипники с коническими роликами подобно сферическим бывают однорядные, двухрядные и четырехрядные, воспринимающие как радиальные, так и осевые нагрузки.
Однорядные подшипники с коническими роликами воспринимают только односторонние осевые нагрузки.
Правильная работа подшипника осуществляется точностью соприкосновения роликов по всей их длине с коническими поверхностями катания обоих колец (наружного и внутреннего) таким образом, чтобы вершины последних и всех роликов сходились в одной общей точке на оси подшипника (фиг, 256, б).
Способность самоустанавливаться подшипники с коническими роликами приобретают благодаря незначительной выпуклости поверхности внешнего кольца.
|
|
Конические ролики под действием нагрузки благодаря своей форме прижимаются широкими торцами к опорному заплечику внутреннего кольца, причем конструкции опорного торца конических роликов и наклон конической поверхности заплечика внутреннего кольца у подшипников разных фирм различны. У подшипников фирмы Тимкен (фиг. 257, а) торцы плоские, перпендикулярные оси роликов, конические поверхности имеют наклон внутрь подшипника; другие американские и европейские фирмы (фиг. 257, б) опорную часть торцевой поверхности ролика и заплечика внутреннего кольца делают перпендикулярными к оси подшипника; итальянская фирма РИВ (фиг. 257, в) выпускает подшипники, опорная поверхность торца которых образует с их осью угол около 75°.
Фиг. 256. Распределение сил, действующих на ролики:
а — сферического подшипника; б — конического
подшипника
Двухрядные подшипники с коническими роликами (фиг. 258, а, б, в) в отличие от однорядных, могут воспринимать наряду с радиальными двухсторонние осевые нагрузки; кроме того, они предназначены для значительно больших давлений и являются вообще подшипниками более тяжелого типа.
Фиг. 257. Различные устройства опорных торцов конических роликов
Четырехрядные подшипники с коническими роликами (фиг. 258, г) фирма Тимкен изготовляет из двух частей, связанных между собой через средние ролики (конусность направлена к середине) с наружным цельным кольцом, тогда как ролики крайних рядов, имеющие конусность, направленную вне подшипника, связаны каждый с внутренним кольцом каждой из отдельных частей подшипника и с обособленными наружными кольцами.
Для большей наглядности соответственно схемам подшипников (фиг. 258, а, б, в, г) приводим в той же последовательности их конструкции (фиг. 259, а, б, в, г).
Наиболее сложной из приведенных является конструкция четырехрядного подшипника (фиг. 258, г и 259, г), поэтому сборка его представляет большие трудности и требует определенной последовательности.
|
|
Фиг. 258. Схемы конструкций двухрядных подшипников Тимкен с коническими роликами, с разделенным наружным кольцом (а), цельным (6) и имеющим отверстие (в), и четырехрядного подшипника (г)
Фиг. 259. Конструкция двухрядных (а, б, в) и четырехрядного (г) подшипника Тимкен с коническими роликами
Прежде всего наружное кольцо устанавливается в подушку; затем собирается двойной корпус ЕС, причем небходимо проследить, чтобы торец Е вошел в соответственное ему гнездо. После монтажа узла следует установка кольца . Далее идет укрепление распорки СС и второго двойного конуса СА в собранном виде, с правильным размещением торца С.
После установки узла АС монтажом наружного кольца АВ заканчивается в основном сборка подшипника. Сборка завершается установкой буртиков или упорных шайб, уплотнений и наружной крышки или пластины.
В остальных конструкциях (фиг. 258, а, б, в и 259, а, б, в) сборка подшипника производится значительно проще, причем последняя из них (фиг. 258, в и 259, в) имеет взаимозаменяемые части.
г) Подшипники с витыми роликами отличаются от предыдущих тем, что ролики у них гибкие, полые, цилиндрической формы. Подшипники с витыми роликами благодаря своей гибкости меньше подвержены излому при перекашивании, чем сплошные цилиндрические, кроме того лучше выдерживают внезапные толчки и повышенные нагрузки, но величина нагрузок, разрушающих ролики, по данным Купера [148], изменяется обратно пропорционально диаметру отверстия ролика.
Подшипники с витыми роликами можно разделить на конструкции: со спиральной навивкой длинных (фиг. 260, а) и коротких (фиг. 260, б) роликов, но без колец; с наличием одного наружного (фиг 260, в), наружного и внутреннего колец (фиг. 260, г) с двумя рядами витых роликов (фиг. 260, д); с роликами, имеющими форму полых удлиненных цилиндриков, сидящих на стержнях и имеющих неразрезанное (фиг. 261, а) и разрезанное наружное кольцо (фиг. 261, б) и, наконец, с короткими полыми цилиндриками, наличием одного (фиг. 2(у, в) или двух колец и боковых шайб (фиг. 261, г).
Фиг. 260. Подшипники со спиральной навивкой: длинных (а) и коротких роликов (б); с одним
наружным кольцом (в), наружным и внутренним кольцами (г), с двумя рядами витых роликов (д)
Фиг. 261. Подшипники с роликами, имеющими форму: удлиненных полых цилиндриков с неразрезным кольцом (а) и разрезным (б); с короткими цилиндриками-роликами и наличием одного (в) и обоих колец и боковых шайб (г)
В подшипниках со спиральной навивкой длинных (фиг. 260, а) и коротких роликов (фиг. 260, б), последние (ролики) имеют правую и левую навивку и вперемежку помещаются в сепараторе, состоящем из двух шайб, связанных между собой распорками, на которых и сидят гибкие ролики. У этих подшипников колец нет.
Подшипники с одним наружным кольцом (фиг. 260, в), с наружным и внутренним (фиг. 260, г) более тяжелого типа и способны выдерживать значительно большие нагрузки. Еще большие нагрузки может допустить подшипник с двумя рядами витых роликов (фиг. 260, д).
Остальные конструкции подшипников относятся к более легким типам и предназначаются для значительно меньших нагрузок.
Необходимо отметить широкое внедрение на рольгангах прокатных станов подшипников с витыми роликами, изготовляемых американской фирмой Хаит.