Системно-функциональный подход в политологии. Понятие, структура, классификация политических систем

Понятие политической системы. Характеристика основных концепций политических систем. Структура политической системы. Функции и функционирование политических систем. Типология политических систем. Эволюция политических систем в современном мире. Политическая система современной России.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

Марксистско-ленинская концепция, суть которой заключается в том, что авторы в основе своей концепции положили принцип классового подхода и форм собственности, опираясь на это, они определили, через какие сложные политические системы прошло человеческое общество: Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Социалистическая – эта политическая система была ими лишь определена и должна была возникнуть после краха Империалистической («загнивающей стадии Капитализма»).

Типы определённые Робертом Далем это:

· Демократический (приоритет прав личности, контроль общества над властью);

· Авторитарный (основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при

· сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод дляграждан);

· Тоталитарный (полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства).

Основой этой концепции является анализ степени демократизации власти и механизмов разрешения противоречий.

Габриэль Алмонд определил типы политических систем исходя из анализа политической культуры (именно на этом анализе была основана его концепция), следующим образом: Англо–американский; Европейско–континентальный; Доиндустриальный.

1) Для англо-американской политической системы характерна высокая степень

разделения политических ролей и функций между участниками политического

процесса – государством, партиями, группами интересов и так далее.

Политическая система функционирует на однородной культуре,

ориентированной на защиту либеральных ценностей, которые общепризнанны в

обществе.

2) Европейско-континентальная система отличается расколотостью политической

культуры, наличием внутри национальных культур противоположенных

ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу,

группе, партии. Разделение политических ролей и функций в такой системе

происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии.

Однако наличие однородных субкультур не мешает находить согласие в

обществе, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные

ценности.

3) Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют

смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических

субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины. Поэтому

найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь практически

невозможно. Интеграция общества приводит к концентрации власти и влияния

в руках узкого круга лиц.

В.Е. Чиркин положил в основу своей концепции анализ способа управления обществом и определил типы политических систем так: Административный; Командный;

Соревновательный.

Этакратическая политическая система (государство). В основе данной концепции лежит место и роль государства в политической системе. Её авторами являются В.В. Радаев и О.Н. Шкорбан.

Политическая система имеет свою структуру, которую можно выразить в виде следующих подсистем (элементов):

· институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов, и неполитических организаций, СМИ (относительно этой подсистемы некоторые исследователи используют понятие "политическая организация общества");

· коммуникативная подсистема - система, является совокупностью отношений и принципом взаимодействия, которые складываются как внутри политической системы, так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;

· нормативная подсистема, которая выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);

· культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура осуществляет большое влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой - предоставляет своеобразия политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;

· функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются:

1) определение целей, задач и путей развития общества;

2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);

4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;

7) разработка правил и законов поведения людей и групп

в обществе;

8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

9) распределение материальных и духовных ценностей.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: