По вопросу о роли государства в экономике в экономической науке существуют противоположные взгляды и направления. Так, неокейнсианство (последователи кейнсианства) ратует за активную роль государства в развитии экономики. Неоклассики – роль государства минимальная в развитии рыночной экономики, государство должно участвовать в той степени, в которой может помочь, выступаои против административных мер. Экономическая роль государства заключается в развитии отношений собственности, вертикали федеративного устройства в социально-экономической сфере, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе. Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами. Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма — конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства. Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения. Основные функции государства: Регулирующая: 1) существуют области функционирования государства, вкоторых онозанимает ведущие позиции, например оборона, социальная помощь и т.п.,2) государство реализует экономическую политику через институциональную систему,3) оно является собственником и взаимодействует с различными структурами предпринимательского сектора экономики. К областям регулирования относятся: сфера предпринимательства, госуд. финансы, денежное обращение, безналичные расчеты, внешнеэкономическая деятельность, валютный курс, экономическая безопасность, социальная сфера; Перераспределительная. С озданный национ. доход является объектом перераспределения между его производителями и потребителями. В федеративном государстве решающую роль играет распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами в социально-экономической сфере. Механизмом перераспределения служат налоговая и бюджетная системы; Социальная. Государство поддерживает социальную справедливость и определенный уровень общественного благосостояния, гарантирует прожиточный минимум, соответствие роста заработной платы и производительности труда, обеспечивает занятость населения. Механизм реализации - система социальных трансфертов, социальные программы развития на всех уровнях бюджетов, система госуд. соц. страхования, госуд. минимальных социальных стандартов, адресной социальной помощи; Контрольная. Государство создает ориентиры социально-экономического развития общества, формирует экономические и социальные программы, выполнение которых и служит объектом контроля. Реализация функции обеспечивается через органы госуд. контроля, в том числе финансового, а также через институциональные системы. Механизм реализации - система показателей и критериев, зафиксированная в правовых актах различного уровня, система санкций, поощрений и льгот, выбор приоритетов социально-экономического развития общества. Методы госуд. регулирования: прямые (административные) – определение стратегических целей развития экономики, гос.заказы на поставку продукции; гос.поддержка программ, правовые и администрат. ограничения и запреты по выпуску опред.видов продукции, лицензирование внешнеторговых операций; к освенные - налогообложение, система налоговых льгот, регулирование цен, платежи за ресурсы, ставки % за кредит; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы. Гос.сектор-центральная часть национ. экономики, в которой государство является собственником и реализует свои права и обязанности. Задачи в области управления госуд. имуществом- оптимизация его в соответствии с выполняемыми государством функций, т.е. оборона и безопасность страны, охрана окружающей среды, регулирование естественными монополиями, организация соц. сферы.
|
|
|
|