Этапы выполнения работы:
1. Изучите рекомендованную литературу. Ознакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы. Используйте необходимый материал в своей работе. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей контрольной работы:
-дайте характеристику личности и её основных структурных компонентов;
-дайте определение понятия «Я-концепция» личности и охарактеризуйте его основные компоненты;
-охарактеризуйте типы самооценок. Влияние самооценки на поведение человека.
2. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек), охарактеризуйте её (возраст, пол, род занятий и др.).
3. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте необходимые материалы (бланки самооценки и групповой оценки, протокол анализа самооценки и групповой оценки.
4. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и проанализируйте результаты. Сделайте выводы и дайте практические рекомендации.
Рекомендуемая литература
1 Гамезо, М.В. Атлас по психологии /М.В.Гамезо, И.А.Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
|
|
2 Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии /Р.С. Немов – М.: Владос, 2000.
3 Петровский, А.В.Психология/А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.– М.: Academia, 2000.
4 Столяренко, Л.Д.Основы психологии / Л.Д.Столяренко.– Ростов н/Д: Феникс, 1997.
5 Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001.
6 Психология /Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998.
Методика «Самооценка и групповая оценка личности» позволяет соотнести самооценку личности с ее групповой оценкой.
Оценка человеком самого себя (самооценка СО) является субъективной и, как правило, недостаточно достоверной. Методика групповой оценки личности (ГОЛ) обеспечивает оценку человека со стороны коллектива, в который он включен. Увеличение числа людей, оценивающих данного человека, делает оценку более объективной. Считается, что 15-20 человек достаточно для получения достоверных результатов.
Процедура исследования заключается вколичественной оценке личностных свойств каждого члена группы им самим и остальными. Примерный перечень индивидуальных личностных качеств, которые оцениваются, дан ниже. Чем более разносторонней является деятельность группы (учебная, трудовая, спортивная и т.п.), тем богаче и разностороннее раскрывается личность каждого ее члена и тем объективнее и полнее будут характеристики личности в Групповой оценке личности (ГОЛ). И, напротив, если деятельность группы, общение ее членов узко и специфично, то возрастает вероятность ошибочных выводов ее участников друг о друге.
С учетом названных выше условий ГОЛ дает более объективные данные о человеке, чем его самооценка (СО). Сравнение ГОЛ и СО позволяет изучить адекватность самооценки членов группы и понять причины "психологического дискомфорта" некоторых ее членов.
|
|
ГОЛ может быть полезна при изучении межличностных отношений в группе, при управлении развитием и формированием личности члена группы.
Процедура исследования
1. Групповая оценка личности проводится с использованием специальных протоколов (бланков ГОЛ) с закодированными номерами фамилий членов группы. Список фамилий и кодовые номера записываются экспериментатором. В течение эксперимента испытуемый использует 2 бланка ГОЛ: один для оценки и один для последующего анализа результатов.
2. На первом бланке ГОЛ испытуемый должен ответить, как он оценивает выраженность соответствующих качеств у каждого члена группы и у себя, выставив в соответствующей клеточке бланка оценку.
Оценки выставляются по следующей шкале:
5 – качество выражено очень сильно;
4 – качество выражено заметно, несколько выше среднего;
3 – качество выражено средне, обычно для данной группы или для данной категории лиц;
2 – качество выражено слабо;
1 – качество практически отсутствует, не проявляется или проявляется очень редко.
Оценку следует проводить построчно, т.е. сначала оценивать всех членов группы и себя по одному качеству, затем по следующему и т.п.
Для проведения самооценки испытуемый обводит кружком кодовый номер своей фамилии на бланке ГОЛ и оценивает себя по тому же принципу, что и остальных членов группы. Следует при завершении заполнения бланков ГОЛ повторно напомнить участникам эксперимента, чтобы они не забыли отметить свой код на бланке. Заполненные бланки ГОЛ сдаются экспериментатору, разрезаются ножницами и каждому возвращаются их оценки и самооценки, соответствующие кодовому номеру его фамилии. Полоски с оценками наклеиваются на второй бланк ГОЛ и служат первичным материалом для обработки и анализа. Результаты дальнейшей обработки фиксируются в графах протокола.
Обработка данных
1.По каждой личностной характеристике подсчитывается количество оценок того или иного уровня (например: четверок – 9, троек – 2 и т.д.). Полученные данные заносятся в соответствующие графы протокола.
2.По каждой характеристике рассчитывается средняя оценка.
Разумеется, что самооценка не входит в среднюю оценку, полученную таким образом.
3.В графу СО заносятся данные самооценки.
4.В последнюю графу заносится разность (СО – ГОЛ).
5.Оценивается разность оценок по данным граф 1-5.
6.Строится профиль ГОЛ и СО в одной системе координат.
Анализ результатов
1.Рассматривается согласованность мнений членов коллектива о данной личности по каждому качеству. Чем меньше разброс оценок, тем идентичнее группа в оценке данного личностного качества. Величина разброса определяется визуально в сопоставлении с другими личностными качествами. Согласованность, вероятно, окажется выше по значимым для группы и ярко проявляющимся в общении качествам. Оценки со значительным разбросом (менее согласованные) необходимо интерпретировать достаточно осторожно.
2.Анализируется разность (CO-ГОЛ). При количестве участников эксперимента более 15 человек разность более 0,5 балла может рассматриваться как заслуживающая внимания. Прочие смешения следует рассматривать как тенденцию сдвига самооценки относительно объективной оценки и интерпретировать в вероятностных, "мягких" терминах.
3.Сдвиг СО относительно ГОЛ рассматривается по отдельным личностным качествам, а также по блокам этих качеств. Следует ожидать различной степени адекватности самооценки в зависимости от того, к какой сфере деятельности относятся оцениваемые личностные качества.
|
|
Подведение итогов
Отмечается, что самооценка является, подвижным личностным образованием. Она может стать более адекватной при наличии обратной связи, т.е. при вдумчивом анализе своих отношений с окружающим миром.
В психолого-педагогическом аспекте возникает задача помочь вповышении самооценки испытуемых с неадекватно заниженной самооценкой и весьма деликатно способствовать уточнению самооценки у лиц с неадекватно завышенной самооценкой.
Таблица 11 – Протокол ГОЛ (анализ)
Номера личностных характеристик | Распределение оценок | ГОЛ | со | со – гол | ||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
Таблица 12 – Групповая оценка личности (ГОЛ)
Характеристики личности | Кодовые номера членов группы | |||||||||||
1. Общительность | ||||||||||||
2. Тактичность | ||||||||||||
3. Чувство юмора | ||||||||||||
4. Обаятельность | ||||||||||||
5. Находчивость | ||||||||||||
6. Искренность | ||||||||||||
7. Эмоциональность | ||||||||||||
8.Мечтательность | ||||||||||||
9.Ответственно-сть | ||||||||||||
10. Надежность | ||||||||||||
11. Целеустремленность | ||||||||||||
12. Способность к руководству | ||||||||||||
13. Эрудиция | ||||||||||||
14.Творческие способности | ||||||||||||
15 Трудолюбие |
|
|
Рисунок 10 – Образец профиля ГОЛ-СО
10 вопросы по курсу
1. Становление психологии как науки, ее предмет.
2. Этапы развития психологии, их характеристика.
3. Структура психологической науки, ее связь с другими науками.
4. Методы научно-психологических исследований, их классификация и характеристика.
5. Понятие о личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность».
6. Структура личности, характеристика подструктур.
7. Направленность как ведущая сторона общей структуры личности. Характеристика основных форм направленности.
8. Потребности как источник активности личности: понятие, иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу).
9. Факторы, влияющие на развитие и формирование личности.
10. Ощущения: понятие, виды, свойства. Ощущения и познание окружающего мира.
11. Восприятие: понятие, виды, качества. Восприятие и познавательная деятельность.
12. Иллюзии: понятие, виды.
13. Представления: понятие, классификация видов представлений.
14. Понятие о памяти. Процессы памяти, их характеристика.
15. Виды памяти, их характеристика.
16. Мышление: понятие, формы мышления, их характеристика.
17. Виды мышления, их характеристика.
18. Операции мышления, их характеристика.
19. Воображение: понятие, виды воображения, их характеристика. Роль воображения в творческой деятельности.
20. Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.
21. Типы темперамента, их характеристика.
22. Психические свойства, характеризующие типы темперамента, их влияние на учебную (профессиональную) деятельность.
23. Характер: понятие, природные и социальные предпосылки характера.
24. Свойства характера, их характеристика. Пути формирования характера.
25. Черты характера. Роль волевых черт характера в профессиональном самосовершенствовании.
26. Акцентуация характера, классификация типов акцентуации.
27. Способности: понятие, виды способностей, их характеристика.
28. Задатки и способности. Способности и профессиональная деятельность
29. Уровни развития способностей. Способности, интересы и склонности.
30. Эмоции и чувство: понятие, функции, особенности.
31. Формы эмоциональных переживаний.
32.Особенности проявления эмоций и чувств у различных типов темперамента.
Заключение
Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные знания необходимы в работе с персоналом и социальными группами; они помогут построить деловые и межличностные отношения, будут способствовать самопознанию, рациональному подходу к собственной судьбе, личностному росту.
Систематизированный теоретический материал позволяет студентам очной и заочной формы обучения овладеть основами курса, а рекомендованная дополнительная литература увеличивает объем знаний по каждому из разделов.
Задания для самостоятельной работы, а так же вопросы и задания для самоконтроля дают возможность закрепить полученные знания.
Рекомендации по выполнению контрольных работ позволяют студентам применить на практике и связать с собственным опытом полученные знания.
Материалы, помещенные в данном учебном пособии, были апробированы и внедрены в учебный процесс по курсу «Психология и педагогика» в Кубанском государственном технологическом университете.
Кабанова Светлана Владимировна
Корнилова Людмила Аркадьевна
ПСИХОЛОГИЯ И педагогика
Часть I Психология
Учебное пособие
Темплан 2008 г.
Редакторы Л.В.Троицкая
Л.С. Блохина
Компьютерная верстка Л.А. Корнилова
Подписано в печать 26. 05. 2008 г. Формат 60х84/16
Бумага офсетная Офсетная печать
Печ. л. 9,0 Изд.№ 80
Усл. печ. л. 8,37 Тираж 500 экз.
Уч.-изд. л. 6,3 Заказ №
Цена руб.
_________________________________________________________________ Кубанский государственный технологический университет
350072, г.Краснодар, ул. Московская, 2, кор. А
Типография КубГТУ: 350058, г.Краснодар, ул. Старокубанская, 88/4
[1] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, Т. 1. - С. 62
2 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992 – С. 57-82.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994. – С. 22-82.
Психология /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 28-44.
1 Более подробно см. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2000
[2] Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974. –С. 45
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999