Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся предприятию от юрид. и физ.лиц при финансовых взаимоотношениях с ними. Экономический смысл дебиторской задолженности состоит в том, что они явл-ся чистым отвлечением фин-ых ресурсов пред-ия из его оборота, иммобилизацией ден-ых ср-в пред-я в пользу третьих лиц. Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотным капиталом и заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Формирование данной политики осуществляется по следующим основным этапам. 1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности отвлеченного в нее оборотного капитала. Анализ деби. задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита. - оценка уровня дебиторской задолженности предприятия и его динамики а предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотного капитала в дебиторской задолженности, - определение среднего периода инкассации дебиторской задолженности, количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. - оценка состава дебиторской задолженности предприятия по предусмотренным срокам ее инкассации. - подробное рассмотрение состава просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. Определение суммы эффекта, полученного от отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением исковой давности). 2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. Формирование принципов кредитной политики отражает условия современной коммерческой и финансовой практики реализации продукции в кредит и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия. В процессе составления принципов данной кредитной политики по отношению к покупателям продукции упор делается на два утверждения: А) в каких формах осуществляется реализация продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию. 3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит: средний период отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей, зависящий от сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции. 4. Формирование системы кредитных условий включает в себя принятие решений по следующим вопросам: 1). срок предоставления кредита; 2). Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит); 3) стоимость предоставляемого кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию); 4) система штрафных санкций за просрочку. 5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. 6. При формировании процедуры инкассации дебиторской задолженности следует рассмотреть сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условиях пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов. 7.Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности включает в себя продвижение таких форм реорганизации дебиторской задолженности, как факторинг, учет векселей и форфейтинг. 8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы контроллинга использования капитала на предприятии как самостоятельный его блок.

Управление кредиторской задолженностью Кредиторская задолженность представляет собой часть имущества предприятия (как денежные средства, так и товарно-материальные ценности, например,в обязательствах по товарному кредиту). Кредиторская задолженность как часть имущества принадлежит организации на праве владения или даже на праве собственности относительно полученных в займы денег или вещей, а также она является объектом обязательных правоотношений – это долги организации перед кредиторами, то есть лицами, уполномоченными на истребования или взыскания от организации указанной части имущества. Так как кредиторская задолженность служит одним из источников средств, находящихся в распоряжении организации – дебитора, ее показывают в пассиве баланса. Учет кредиторской задолженности ведется по каждому кредитору отдельно, а в обобщающих показателях отражают общую сумму кредиторской задолженности и показывают ее, разбивая на восемь групп: 1.поставщики и подрядчики;2.векселя к уплате;3.задолженность перед дочерними и зависимыми обществами;4.задолженность перед персоналом организации;5.задолженность перед бюджетом и социальными фондами;6.задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;7. авансы полученные 8.прочие кредиторы.Указанные позиции могут быть сведены к трем следующим группам.

Первая группа – это задолженность организации перед бюджетом и социальными фондами, задолженность по обязательным платежам во внебюджетные фонды. Вторая группа – задолженность организации перед ее персоналом: долги по выплате работникам заработной платы, компенсациям, платежам в порядке возмещения вреда причиненного здоровью работникам или вследствие смерти работника на производстве. Третья групп – задолженность перед партнерами и контрагентами по договорным и корпоративным обязательствам: долги по платежам поставщикам за поставленные товары, подрядчикам – за выполнением работы по возврату полученных, но неотработанных авансов, оплата векселей. Сюда же относятся задолженность организации перед участниками (учредителями) по выплате им доходов (дивидендов) и задолженность холдинга или фирмы-учредителя перед дочерними обществами по оплате в уставной капитал, по компенсации убытков, причиненных дочернему обществу по вине основного общества.

Поскольку преимущественная доля в формировании заемных источников принадлежит кредиторской задолженности, целесообразно изучить ее состав и структуру, а также произошедшие изменения. Инвентаризация кредиторской задолженности позволяет структурировать перечень кредиторов по видам задолженности, ее размеру и срочности возврата. В процессе анализа кредиторской задолженности необходимо изучить давность ее появления, частоту и причину образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, установить сумму выплаченных санкций за просрочку платежей. Особое внимание следует уделить анализу в составе кредиторской задолженности фискальных платежей (налоги, таможенные пошлины и др.), векселей к оплате, полученных авансов

Наличие просроченной задолженности следует рассматривать как негативное явление. Тем не менее, в составе обязательств любого предприятия условно можно выделить задолженность срочную и «спокойную». Например, срочной можно назвать задолженность перед бюджетом, обязательства перед банком по полученной ссуде, а также перед государственными внебюджетными фондами. «Спокойной» задолженностью можно назвать полученные от покупателей авансы.

Кредиторская задолженность используется в обороте предприятия не только в качестве временного источника финансирования, но и является источником покрытия дебиторской задолженности.

84. Управление капиталом пред-я. Экономическая сущность капитала и его классификации. Экономическую сущность капитала предприятия, следует в первую очередь отметить такие его характеристики :1. Кап-л пред-ия явл-ся основным фактором производства. В экономической теории выделяют три основных фактора производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность производственных предприятии — капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единыйпроизводственный комплекс. 2. Кап-л характеризует финансовые ресурсы пред-я, приносящие доход. В этом своем качестве капитал может выступать изолированно от производственного фактора — в форме ссудного капитала, обеспечивающего формирование доходов предприятия не в производственной (операционной), а в финансовой (инвестиционной) сфере его деятельности. 3. Кап-л явл-ся главным источником формирования благосостояния его собственников. Он обеспечивает необходимый уровень этого благосостояния как в текущем, так и в перспективном периоде. Потребляемая в текущем периоде часть капитала выходит из его состава, будучи направленной на удовлетворение текущих потребностей его владельцев (т.е. переставая выполнять функции капитала). Накапливаемая часть призвана обеспечить удовлетворение потребностей его собственников в перспективном периоде, т.е формирует уровень будущего их благосостояния. 4. Кап-л пред-я яв-ся главным измерителем его рыночной стоимости. В этом качестве выступает прежде всего собственный кА-л предпр-я, определяющий объем его чистых активов. Вместе с тем, объем используемого предп-ем собственного капитала характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных финансовых средств, обеспечивающих получение дополнительной прибыли. В совокупности с другими, менее значимыми факторами, это формирует базу оценки рыночной стоимости предприятия.

Виды кап-ла пред-я в соответствии с приведенной их систематизацией по основным классификационным признакам. 1. По принадлежности предприятию выделяют собственный и заемный. Собственный капитал характеризует общую стоимость средств пред-ия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития пред-я на возвратной основе ден-ые средства или другие имущественные ценности. 2. По целям использования в составе пред-я могут быть выделены следующие виды капитала: производительный, ссудный и спекулятивный. Производительный капитал характеризует средства предприятия, инвестированные в его операционные активы для осуществления производственно-сбытовой его деятельности. Ссудный капитал представляет собой ту его часть, которая используется в процессе инвестирования в денежные инструменты (краткосрочные и долгосрочные депозитные вклады в коммерческих банках), а также в долговые фондовые инструменты (облигации, депозитные сертификаты, вексели и т.п. Спекулятивный капитал характеризует ту его часть, которая используется в процессе осуществления спекулятивных (основанных на разнице в ценах) финансовых операций (приобретение деривативов в спекулятивных целях и т.п.). 3. По формам инвестирования различают капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного фонда предприятия. Инвестирование капитала в этих формах разрешено законодательством при создании новых предприятий, увеличении объема их уставных фондов. 4. По объекту инвестирования выделяют основной и оборотный виды капитала предприятия. Основной кап-л харак-ет ту часть используемого пред-ием кап-ла, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов. Оборотный кап-ал харак-ет ту его часть, которая инвестирована во все виды его оборотных активов. 5. По форме нахождения в процессе кругооборота, т.е. в зависимости от стадий общего цикла этого кругооборота, различают капитал пред-я в денежной, производственной и товарной его формах. 6. По формам собственности выявляют частный и госу-ный кА-ал, инвестированный в предп-ие в процессе формирования его уставного фонда. Такое разделение кап-а используется в процессе классификации пред-тий по формам собственности. 7. По организационно-правовым формам дея-ти выявляют следующие виды капитала: акционерный капитал паевой капитал (капитал партнерских предприятий — обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных обществ и т.п.) и индивидуальный капитал (капитал индивидуальных предприятий — семейных и т.п.). 8. По характеру использования в хозяйственном процессе в практике финансового менеджмента выделяют работающий и неработающий виды капитала. Работающий капитал характеризует ту его часть, которая принимает непосредственное участие в формировании доходов и обеспечении операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Неработающий (или "мертвый ") капитал характеризует ту его часть, которая инвестирована в активы, не принимающие непосредственного участия в осуществлении различных видов хозяйственной деятельности предприятия и формировании его доходов. Примером этого вида капитала являются средства пред-ия, инвестированные в неиспользуемые помещения и оборудование; производственные запасы для продукции, снятой с производства; готовая продукция, на которую полностью отсутствует спрос покупателей в связи с утратой ею потребительских качеств и т.п. 9. По характеру использования собственниками выделяют потребляемый ("проедаемый") и накапливаемый (реинвестируемый ) виды кап-ла. Потребляемый капитал после его распределения на цели потребления теряет функции капитала. Он представляет собой дезинвестиции пред-ия, осуществляемые в целях потребления (изъятие части капитала из внеоборотных и оборотных активов в целях выплаты дивидендов, процентов, удовлетворения социальных потребностей персонала и т.п.). Накапливаемый капитал харак-ет различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли, дивидендных выплат и т.п. 10. По источникам привлечения различают национальный (отечественный) и иностранный капитал, инвестированный в предприятие. Такое разделение капитала предприятий используется в процессе соответствующей их классификации. 11. По соответствию правовым нормам функционирования различают легальный и "теневой " капитал, используемый в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Управление капиталом( или пассивами баланса) осущ-ся с помощью оценки его стоимости. Стоимость кап-ла выражает цену, которую компания уплачивает за его привлечение из различных источников.концепция подобной оценки исходит из того, что капитал как один из факторов производства имеет определенную стоимость которая существенно влияет на принятие фин-ых и инвестиционных решений. При управлении стоимостью кап-ла рекомендуют соблюдать след. принципы. Первым из них явл-ся явл-ся принцип предварительной поэлиментной оценки стоимости кап-ла. Исходя из продолжительности функционирования в данной конкретной форме активы и пассивы компании систематизируют на краткосрочные и долгосрочные.мобилизация того или иного элемента пассивов для финансирования активов связана с определенными расходами: 1, акционерам необходимо выплачивать дивиденды; 2. владельцам копроративных облигаций- проценты; 3. банкам – проценты за кредиты.Структура данных источников существенно различается по видам пред-ий и сферам бизнеса. Неодинакова также цена каждого источника средств.Поэтому стоимость капитала обычно определяет по формуле средней арифмитической. Вторым явл-ся принцип интегральной(обобщающей) оценки стоимости капитала.Таким обобщающим измерителем служит средневзвешенная стоимость капитала –ССК.ССК представляет собой минимальную норму прибыли, которую ожидают инвесторы от своих вложений.Выбранный для реализации проекты должны обеспечивать хотя бы не меньшую рентабельность, чем ССК.Стандартная формула для вычисления ССК: ССК =∑ ni=1 Цi х Уi,где Цi-цена i-го источника средств,%; Уi-удельный вес i-го источника средств в их общем объеме, доли единиц; n-количество источников средств (i=1,2,3,…n). Третьим явл-ся принцип сопоставимости собственного и заемного капитала.предоставленный заемный капитал рассчитывается в ценах, приближенных к рыночным.Собственный капитал показывают в балансе по ценам ниже рыночных.Для обеспечения сопоставимости расчетов ССк величина его собственноц части также должна быть выражена в текущей рыночной стоимости. Четвертым считают принцип динамической оценки цены капитала.Факторы влияющие на ССК, очень изменчивы.Поэтому в связи с колебанием стоимости отдельных капиталов следует вносить постоянные коррективы и в ССК. Для оценки стоимости сформированного капитала используют фактические (отчетные) показатели, связанные с оценкой отдельных его элементов.Оценка прогнозной стоимости капитал носит вероятностный характер, который обусловлен прогнозом конъюнктуры на финансовом рынке, динамики финансовых результатов, собственной платежеспособности компании, уровня риска. Пятый принцип заключается во взаимосвязи оценки текущей и будущей стоимости ССК.Такую взаимосвязь обеспечивают с помощью показателя предельной стоимости капитала –ПСК.Он характеризует прирост ССК к сумме каждой его единицы, дополнительно привлекаемой предприятием. Предельная цена капитала характеризует те расходы, которые компания вынуждена будет понести для воспроизводства требуемой структуры капитала при сложившихся условиях финансового рынка. Рсчет предельной стоимости капитала (ПСК) осуществляется по формуле: ПСК=∆ССК/∆К, где =∆ССК- прирост средневзвешенной стоимости капитала в прогнозном периоде,%; ∆К-прирост всего капитала в прогнозном периоде,%. Шестой принцип связан с определением границы эффективности использования дополнительно привлекаемого капитала.Таким критериальным параметром явл-ся предельная эффективность капитала (ПЭК): ПЭК= ∆Рк/∆ССК, где ∆Рк-прирост уровня рентабельности капитала,%; ∆ССК-прирост средневзвешенной стоимости капитала,%.

Приведенные принципы оценки позволяют выбрать систему ключевых показателей, характеризующих стоимость (цену) капитала и критерии эффективности его использования как в текущем, так и будущих периодах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: