Содержащиеся в нормативно-правовых актах нормы права в совокупности образуют муниципальное право как отрасль российского права. Муниципально- правовыми нормами являются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Особенности этих правовых норм вытекают из специфики и особенностей местного самоуправления и его места в управлении общественными отношениями. В зависимости от различных оснований муниципально- правовые нормы можно классифицировать на разные виды:
a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:
-местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);
-основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);
-предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;
-ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;
|
|
b) по характеру предписаний:
-управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);
-обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан с документами, затрагивающими права человека и гражданина);
-запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).
c) по степени определенности (категоричности) предписаний:
-императивные (официальное опубликование – обнародование – нормативных актов органов МСУ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина);
-диспозитивные (возможность расширения вопросов ведения МСУ по инициативе самого муниципального образования – ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
d) по территории действия и субъекту:
- общие – на всей территории России;
- региональные – в масштабе субъекта Федерации;
- локальные - на местном уровне, в рамках муниципального образования.
e) по содержанию:
-материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений);
-процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).
Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.
Правовые нормы, объединенные по какому-либо одному признаку, образуют институт муниципального права. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений в сфере местного самоуправления, образующих в рамках предмета отрасли муниципального права самостоятельную, обособленную группу. Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.
|
|
Система муниципального права включает следующие структурные части:
1) местное самоуправление в системе народовластия;
2) основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;
3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
4) гарантии местного самоуправления;
5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.
Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально- правовых норм в муниципально- правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.
Первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления.
Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Четвертый элемент системы – группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.
Следовательно, пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.