Бытие природы

Изначальный вид бытия, из которого возникли все более сложные его вариации – это природное, неестественное бытие.

Природа истолковывается по-разному, в зависимости от исходного пункта ее рассмотрения. Прежде всего следует определить место природы в мировоззрении, его различных исторических типах, и в науке, точнее – в естествознании. Необходимо иметь в виду и человеческую практическую деятельность, требующую выделять ту часть природы, с которой человек установил отношения предметного взаимообмена, преобразуя естественную среду своего обитания.

Эта часть природы, называемая «природной (географической, естественной) средой», существует по-прежнему в качестве части целого (т.е. природы вообще), на нее распространяются все признаки целого, и с ними человечество обязано неукоснительно считаться, независимо от уровня собственного прогресса. Никакое совершенство организации человеческой жизни не освободит нас от природного базиса существования. Человек жив только в сложившейся системе природной среды, все остальное в его жизни – всего лишь надстройка над естественным основанием.

Сохранение естественного статуса природной среды обитания – исходный тест для оценки целесообразности любой человеческой деятельности. Природа не делает человека своим заложником, в ней достаточно «свободного места» для проявления творчества людей. Единственное, чего она «просит», – не навреди! Причем «просит» в наших же интересах, чтобы не было «эффекта бумеранга».

Природа посредством земной среды и солнечной системы хранит человечество. Если есть ангелы у отдельных людей, то должны быть и ангелы, опекающие человечество. К сожалению, человеческая история, начиная с Нового времени, – история необъявленной войны людей с природой. Промышленная революция превратила нас в «коллективного хищника», технически вооруженного.

В мифологии природа не выделяется как нечто самостоятельное. Она образует единое целое с человеком. В природе мифотворцы видели и начало, и конец человеческой жизни. Философы говорят об антропоморфности мировоззренческих мифов. В них жизнь в природе уподобляется человеческой. Идолы и боги в мифах, как и языческих верованиях, отличаются от людей только бессмертностью и могущественностью.

Отдавая природу во власть духам и богам, люди стихийно накладывали ограничения, табу (запреты) на свое поведение в природе. И сегодня племена, оставшиеся в границах первобытного порядка, четко соблюдают иерархию отношений в природе. Они охотятся, собирают плоды, но в их сознании четко действует «закон» о месте человека в природе и месте природы в человеческой жизни. Такой человек скорее навредит себе, испытает нужду, чем нанесет ущерб природе. Есть свидетельства того, что северные народы с побережья Ледовитого океана умирали с голода, однако не поднимали руку на моржиху. В их поверьях «мать-моржиха» – основательница жизни.

В античные времена люди идеализировали природу. Для них она была совершенным порядком, в ней жили боги и они сами. Греки, римляне, варяги не «покоряли» природу. Они стремились узнать ее, расширить в ней свое присутствие. Страх и преклонение первобытного человека сменили любопытство, интерес к природе античных людей.

Современное отношение человека к природе связано с религиозной перестройкой. Иудаизм, христианство, ислам предложили верующим свою версию природы. Природа создана Богом в рамках единого творческого процесса, последним актом которого стало рождение человека. Человеку и была отдана природа в управление. Он – царь природы, наместник самого Бога на земле. В Средние века проходил процесс становления потребительского отношения к природе, его не переломил всплеск гуманизма в эпоху Возрождения.

Далее делалось все хуже, ибо масштабы практического воздействия на естественную среду обитания ускоренно расширялись, в то время как осмысление происходящего явно не прогрессировало. Мышление не успевало за реальными действиями. Эйфория творчества захватила человеческий род. Природа предстала в Новое время в качестве объекта активного пользования исключительно в интересах человека.

Природа является для человека предметом познания и объектом преобразования. Ее познание происходит в философии и естествознании. Но человек развился благодаря практической деятельности, и жизнь человека строится на практическом фундаменте, поэтому познанием действительности человек ограничиться не может. Познание для нас – необходимое условие преобразования природы. Преобразование же должно учитывать интересы не только преобразующего субъекта. Человек обязан согласовывать свои действия с закономерностями естественного объекта – природы. Отсюда и социальная ценность наук о природе, требующая особого внимания со стороны общества и государства.

Только природа обладает универсальными признаками, делающими ее уникальной формой реальности. Речь идет о бесконечности существования во времени, безграничности в пространстве, многообразии форм движения. Уникальность и универсальность природы позволяют определять ее как синоним материи, но исключительно в предельно широком смысле, нужном для выделения главного качества ее бытия – существовать до, вне и независимо от сознания. Вместе с тем такое значимое для мировоззрения определение сопряжено с серьезными издержками – оно делается за счет отвлечения от качественного своеобразия составляющих природное множество реальностей. В связи с чем наряду с предельно обобщенным пониманием природы можно сформулировать более узкое (частное): природа – это совокупность естественно-стихийных движений и образованных ими материальных субстратов, базовая форма бытия. Она бесконечна во времени, но в пространстве ее потеснили человек и общество.

В узком (частном) понимании целесообразно выделять качественные уровни эволюции природы:

​ ·космический,

​ ·планетарный,

​ ·неорганический (неживой),

​ ·органический (переходный),

​ ·биологический (живой).

Современное естествознание дает основания для гипотез, считавшихся в прошлом сказочными: о переходе в параллельное пространство, путешествии во времени и т. п. Физики дифференцируют природу, выделяя микромир, макромир и мегамир.

Нам в XXI веке пора не одним умом, а чувствами «осознать», что дикими были не наши далекие предки. Дикими станут наши ближайшие потомки, если мы не образумимся и не изменим свой взгляд на природу и сложившуюся практику пользования природной средой. Из всех глобальных проблем главная – гармонизация отношений с природой, рациональное природопользование. Эволюционно бытие человека включено в экосистему, сформировалось как ее звено. В здоровой природе будет здоровым и человек.

Вопросы для самопроверки.

1.​ В чем различие понятий «природа» и «природная среда человека»?

2.​ В чем смысл характеристики природы как универсальной и самодостаточной формы бытия?

3.​ Каковы главные направления решения экологической проблемы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: